Контрольная работа: Стилистика: разговорная речь
Содержание
1. Задание 1
2. Задание 2
3. Задание 3
4. Задание 4
5. Задание 5
6. Задание 6
7. Задание 7
8. Задание 8
Список литературы
1. Задание 1
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей литературного языка. Нормы. Этика и этикет разговорной речи. Эффективность общения.
Разговорная речь - основная функциональная разновидность кодифицированного литературного языка. В ней проявляются вся неофициальная жизнь людей, все нюансы человеческого поведения, отношений с другими людьми, переживаний и настроений. Мгновенный, симультанный характер чувства-речи-мысли скрывает сложность процесса речевого общения, его зависимость от многих факторов: психофизиологических, возрастных, социальных, культурных, интеллектуальных, ситуативных [1] .
Разговорная речь - это целенаправленное человеческое поведение. Формирование целевой установки говорящего начинается с общих процессов ориентировки и заканчивается отчетливым предвосхищением сообщаемого (коммуникативной интенцией). В речи говорящий всегда заявляет о себе как о личности с присущими ей индивидуальными особенностями мировосприятия и языковой компетенции. Необходимым условием речевого общения является коммуникативная заинтересованность адресанта и адресата (адресатов), которая обусловливает главный принцип общения - паритетность его участников, вне зависимости от социокультурных характеристик и психологических ролей [2] .
Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего - основное условие успешного речевого общения. Слушатель проделывает огромную работу по интерпретации речевого потока, по переосмыслению ранее сказанного, по соотнесению своей «модели» понятого с реальными фактами и поведением собеседника. Именно в этой разновидности литературного языка имеет место самое сложное взаимодействие между говорящим и слушающим, самое жесткое требование ситуативного реплицирования, наиболее активный характер интерпретации и эвристичность процессов постижения смысла.
В разговорной речи проявляются общие и индивидуальные особенности внутренней речи говорящего: его поиски нужной синтаксической конструкции, подходящего слова в определенной синтаксической позиции, повторы, выбор средств поддержания диалога, паузы обдумывания и т. д. Именно в неподготовленной, живой речи находят свое подтверждение положения теории речевой деятельности: логические структуры и языковые конструкции не полностью соотносительны, т. е. равны друг Другу; существуют законы невыражения структур мысли; существуют явные и неявные способы выражения смысла, выборочное отражение «положения дел» или «картины мира» [3] .
Разговорная речь показывает сознательный характер формирования линейной организации речи говорящим, его ориентацию на мир слушателя, прогноз его коммуникативных ожиданий и реакций. Это подтверждает контроль говорящего над способом высказывания, выражающийся во введении оборотов метарефлексии, поправок, уточнений.
Многообразие форм человеческой жизни рождает выбор тем речевого общения, стратегий речевого поведения, жанра общения и приемов воплощения чувства-речи-мысли. В разговорной речи существуют свои специфичные средства привлечения внимания собеседника, приемы экспрессивности, убеждения и особая, в зависимости от жанра речи, эстетика[4] .
Важнейшим признаком разговорной речи является ее спонтанность, неподготовленность.
Второй отличительный признак разговорной речи состоит в том, что разговорное общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими.
И, наконец, третьим признаком разговорной речи является то, что она может реализоваться только при непосредственном участии говорящих.
Особую роль в разговорном общении имеет прагматический фактор. Прагматика - это такие условия общения, которые включают определенные влияющие на языковую структуру коммуникации характеристики адресанта (говорящий, пишущий), адресата (слушающий, читающий) и ситуации. Разговорное неофициальное общение с непосредственным участием говорящих осуществляется обычно между хорошо знающими друг друга людьми в конкретной ситуации. Поэтому говорящие имеют определенный общий запас знаний. Эти знания называют фоновыми. Именно фоновые знания позволяют строить в разговорном общении такие редуцированные высказывания, которые вне этих фоновых знаний совершенно непонятны.
Спонтанность разговорной речи, ее большие отличия от кодифицированной речи ведут к тому, что так или иначе зафиксированные на письме разговорные тексты оставляют у носителей языка впечатление некоторой неупорядоченности, многое в этих текстах воспринимается как речевая небрежность или просто как ошибка. Происходит это именно потому, что разговорная речь оценивается с позиций кодифицированных предписаний. На самом же деле она имеет свои нормы, которые не могут и не должны оцениваться как ненормативные [5] .
Нормой в разговорной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей литературного языка и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка - «не режет слуха».
Нормы разговорной речи имеют одну важную особенность. Они не являются строго обязательными в том плане, что на месте разговорной может быть употреблена общелитературная норма, и это не нарушает разговорный статус текста [6] .
2. Задание 2
Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их.
1. Сдается квартира с ребенком. | Сдается квартира для семьи с ребенком. |
2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. | Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай, держась за проволоку. |
3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. | В первый месяц жизни дети ходят гулять только сидя на руках у родителей. |
4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. | Студенты, прошедшие давление и сварку металла, могут записаться на обработку при помощи резки. |
5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. | Женщине присудили пятьдесят процентов от дохода мужа. |
6. Продажа сока прекращена по техническим причинам; застрял в лифте. | Продажа сока прекращена по техническим причинам - продавец застрял в лифте. |
7. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью. | Доставка груза производится при помощи вертолета по воздуху. |
8. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. | Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. |
9. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. | На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность скота. |
10. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными. | На улучшение качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными. |
3. Задание 3
Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики. Сделайте стилистическую правку предложений
1. Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т. д. происходит бесплатно.
Планирование кухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т. д. происходит бесплатно.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--