Контрольная работа: Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один
Введение
Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют «опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходом из дома последнего ребенка, поскольку изменяется структура семьи – она снова трансформируется в супружескую диаду. Данный кризис может протекать гладко, если паре удалось отпустить детей и сохранить при этом близкие отношения с ними на фоне благополучия в супружеской подсистеме. Однако протекание данного кризиса может обостряться при наличии не решенных на предыдущих этапах супружеских проблем: партнерам вновь предстоит научиться жить вдвоем. Взрослому ребенку необходимо приобрести свободу для выстраивания новых отношений, сохраняя способность приближаться к своей родительской семье и отдаляться от нее. Подобные преобразования требуют установления нового баланса близости—отдаленности и изменения ролевой структуры семьи.
У пожилых пар также может возникать ненормативный кризис, при котором супруг остается один в силу развода, количество которых увеличивается в данный период или смерти второго супруга в силу возраста (Олифирович Н. И, 2006).
Глава 1. Феноменология кризиса
1.1 Супруги остаются вдвоем
Фактором, затрудняющим решение семьей задач развития в данный кризисный период, является факт совместного проживания родителей с детьми. Это может способствовать развитию следующих негативных тенденций:
- затруднение процесса сепарации выросших детей;
- сохранение старых (родитель—ребенок) и возникновение новых межпоколенных коалиций (прародители—внуки, свекровь—невестка и др.);
- сложности в выстраивании границ между родительской и молодой семьей;
- нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии) (Олифирович Н. И, 2006).
Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию (Олифирович Н. И, 2006).
Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительство (Олифирович Н. И, 2006).
Симптоматизация пожилых супругов на данном этапе не всегда связана с ухудшением их здоровья, а может представлять собой неосознаваемую попытку получить внимание со стороны повзрослевших детей.
Существует несколько вариантов выхода из данного кризиса:
- конструктивный, связанный с личностным ростом супругов, появлением новых сфер для их самореализации, возможностью получать удовольствие от зрелых супружеских отношений и осуществлять планы, выполнение которых было затруднено в связи с воспитанием детей;
- неконструктивный, выражающийся в потере смысла жизни, возникновении ощущения ненужности, одиночества, разочаровании в браке, расколе супружеской подсистемы, невозможности найти удовлетворяющие сферы активности, замещающие воспитание детей и продолжающуюся концентрацию на жизни последних (Олифирович Н. И, 2006).
Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются семьи, переживающие данный нормативный кризис, можно выделить следующие: переживания чувства отстраненности от детей; чувство одиночества, связанное со снижением социальной активности, страхом приближающейся старости; соматизация или депрессивные состояния пожилых супругов; рост уровня конфликтности в супружеской подсистеме, обусловленный актуализацией супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи; отсутствие тепла в отношениях супругов; ригидность семейной системы, выражающаяся в неспособности родителей принять факт создания ребенком его собственной семьи; неудовлетворенность супругов браком; внебрачные контакты супругов; сложности и конфликты во взаимоотношениях с выросшими детьми или новыми членами семьи (зятьями, невестками, сватами и др.); разочарование в профессиональной и личной жизни (Олифирович Н. И, 2006).
1.2 Супруг остается один в результате развода
Трудности прохождения этапа развития семьи, когда дети покидают дом и супруги снова остаются вдвоем отражает увеличение количества разводов в этот период. Это может быть связано с разочарованием супругов друг в друге, актуализацией нерешенных конфликтов.
Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему (Олифирович Н. И, 2006). По полученным данным, люди переживают развод как травму даже через пять и более лет после него (Алешина Ю., 2009).
В качестве основного мотива развода выступает невозможность удовлетворения в существующем брачном союзе потребностей и желаний супругов.
Одна из концепций, описывающая распад эмоциональных отношений, была предложена Дж. А. Ли, которым были выделены следующие фазы:
1. Осознание неудовлетворенности.
2. Выражение неудовлетворенности.
3. Переговоры.
4. Принятие решений.
5. Трансформация отношений.
Такая очередность необязательна, прохождение данных фаз индивидуально для каждой пары. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Как полагает автор данной концепции, цикличность отношений, включающая предложенные им фазы, может повторяться всю жизнь.
Эмоциональная утрата в связи с разводом не будет столь острой, если пара сможет поддерживать контакты и после прекращения супружеских отношений.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--