Контрольная работа: Сущность государства
Содержание
Введение
1. Понятие государства
2. Сущность государства
3. Признаки государства
4. Функции государства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми. Для того чтобы рассмотреть сущность и функции государства, надо четко понять – что такое государство и откуда оно произошло. Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности. Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство». Считается, что термин «государство» в политический и научный лексикон в Западной Европе ввёл в ХVI в. Н. Макиавелли. До него термина «государство» как универсального понятия не существовало. Его заменяли такие слова, как respublika (общественное дело), «империя», «царство», «королевство», «княжество», «земля», «владение» и др. Макиавелли объединил все вышеназванные и другие близкие к ним понятия, обозначив их абстрактным термином stati , происходящим от латинского status – положение, состояние. Именно от слова status в западноевропейских языках возник термин «государство» (stato , staat », state , e ¢ tat ). В русском языке этот термин происходит от слова «государь», т.е. хозяин, владелец страны, единовластный правитель. Таким образом, в отличие от россиянина, слово «государство» в сознании западноевропейца или американца ассоциируется не с единым правителем, и даже не с центральной властью, а с «политическим статусом народа, организованного в территориальной замкнутости» (К. Шмитт).
1. Понятие государства
В науке понятие «государство» имеет несколько значений. В наиболее абстрактном, социально-философском аспекте государство понимается как политическая форма организации общества, вне его конкретно-исторических проявлений. С этой точки зрения под государством подразумевается политическая общность, политическое единство людей, организованное под началом государственной власти. Понимание государства как единого политического сообщества по сути отождествляется с самим обществом. Если подобную трактовку государства перенести на конкретно-исторические политические сообщества, то можно говорить, например, о российском, американском, германском или любом другом государстве. В этом значении понятие государства используется в истории, социологии и других общественных науках.
В политологии государство понимается в более узком смысле и трактуется как центр политической системы, как институт власти, распространяющейся на всё общество, однако не тождественный всему обществу, а составляющий лишь часть его. В узком смысле государство рассматривается и в юридических науках, где оно трактуется как источник права и закона, упорядочивающих жизнь общества и деятельность самого государства и его структур. Таким образом, термин «государство» является достаточно сложным, многозначным и многоаспектным понятием. Содержание понятия государства, выявление его сущности нельзя сводить к какой-то одной трактовке или раскрывать одним определением. Такой подход способен выявить какой-то один аспект (или аспекты), но оставить неохваченными другие аспекты. Вопрос о происхождении государства в науке пока остаётся открытым. Существуют различные научные и ненаучные концепции возникновения государства. С позиции теологической концепции появление государства является актом божественной воли. Например, Гегель связывал возникновение государства с «шествием Бога в мире». Патриархальная концепция уподобляет государство большой семье, в которой отношения монарха и его подданных отождествляется с отношениями старшего из мужчин – отца (патриарха) с членами своей семьи. Согласно этой концепции, государство возникло как результат механического объединения родов, т.е. малых семей в более крупные семьи – племена, а племена – в одну большую семью – государство. Отношение между правителями и подданными, по мнению авторов данной концепции (Конфуция, Р. Филмера), должны строиться по принципу отеческой власти над своими детьми, т.е. подданные обязаны полностью повиноваться правителю, а тот, в свою очередь, должен заботиться о них.
В CVII – CVIII вв. в европейской науке была распространена договорная теория происхождения государства, авторами которой были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. – Ж. Руссо. Возникновение государства объяснялось как осознание необходимости учреждения политического сообщества людьми, жившими в естественном (догосударственном) состоянии. С позиции договорной концепции, государство образуется в результате общественного договора между большинством членов общества, пришедших к взаимному согласию и решивших создать правление, добровольно передав (полностью или частично) свои естественные права носителям политической власти, которая тем самым обретает верховенство или суверенитет.
В первой половине CIC в. появилась теория «завоевания » (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумпилович), согласно которой государство возникает в процессе покорения одних, более слабых и политически неорганизованных народов другими, более организованными и более сильными. С точки зрения Л. Гумпиловича, государство в его первоначальной форме являлось организацией господства победителей над побежденными. В середине CIC в. возникла марксистская теория происхождения государства, которая в советскую эпоху была единственной официально признанной в отечественной науке. Возникновение государства, с позиции марксизма, связанно с определённым уровнем развития материального производства, появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы, прежде всего по принципу отношения к собственности на средства производства. По определению Ф. Энгельса, «экономически господствующий класс становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса». С точки зрения марксистской теории, государство исторически возникло как орудие классового господства, классового угнетения. Не умаляя вклада марксистской теории в решении проблемы возникновения государства, отметим, что в настоящее время большинство специалистов, занимающихся вопросами генезиса государства, всё же не связывают происхождение государства непосредственно с появлением частной собственности и расколом общества на классы. Так, страны Древнего Востока не знали института частной собственности на основные средства производства и классов в марксистском понимании этого термина. Альтернативой господствующему классу здесь было само государство в лице организованного аппарата власти. Многочисленные данные истории, археологии, антропологии, этнографии и др. наук свидетельствуют о том, что и в ряде других стран, например, в древних цивилизациях Латинской Америки, возникновение государства предшествовало появлению классов и способствовало классообразованию в обществе.
2. Сущность государства
Сущность государства, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Любое государство занимается общественными делами, защищает общественные интересы (например, борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и др.). Любое государство служит: 1) обществу в целом; 2) определенным социальным силам. Это соотношение в разные периоды истории различно. Современное демократическое государство служит в первую очередь всему обществу.
3 . Структура государства
Государство – это такой социальный феномен, который не поддаётся нашему непосредственному восприятию. Неудивительно, что самого понятия государства в современном понимании этого термина долгое время вообще не существовало. Поэтому общая теория государства, составляющая основу современных теоретических представлений о государстве, возникла достаточно поздно – в конце CIC в. Согласно этой теории государство представляет собой целостную систему, базовыми элементами которой являются: территория, население и государственная власть.
Территория составляет материально-природный субстрат государства. Само государство возникает, когда кровнородственные связи уступают место связям территориальным. Государственная территория – это определённая часть мирового пространства с чётко очерченными границами. Причём территория государства представляет собой не только определённую поверхность суши, но включает недра, воздушное пространство, территориальные воды. Во всех этих сферах государство сохраняет за собой исключительное господство и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств или частных лиц. Территория является средством сплочения населения, поскольку оно распределено на общем пространстве, а также средством его безопасности, поскольку границы защищают от внешних вторжений. Возникновение и исчезновение того или иного государства связано прежде всего с территорией. Типичный пример тому – новейшая история государственности Израиля и Палестины. Неслучайно поэтому территориальные споры являются источниками хронических международных конфликтов.
Население. Сам термин «население» – понятие демографическое. Под населением обычно понимается совокупность людей, совместно живущих на какой-либо территории. Однако государство объединяет не простую совокупность индивидов, а политическую общность, политическое единство людей, проживающих на определённой территории. Причём политическое единство одновременно характеризуется и как социокультурная целостность, где каждый индивид обладает чувством сопричастности, самоидентификации с определённой культурой, языком, историческим сознанием, коллективной психологией. Население в государстве интегрировано в единый народ , где взаимосвязь всех его членов обеспечивает институт гражданства или подданства. Вместе с тем понятие «народ» является наиболее общим родовым понятием. Оно объединяет разные социальные группы по этническому признаку. Первой исторически сложившейся этнической общностью людей, имеющей государственную форму организации, была народность . Так, например, в истории нашего государства, с образованием Киевской Руси, из различных восточнославянских союзов племен постепенно сложилась древнерусская народность.
В ходе исторического развития народностей (этносов) формируется нация , которая объединяется в национальное государство. На ускорение процесса формирования наций большое влияние оказывает развитие капитализма, рыночные отношения, способствующие интеграции соседствующих друг с другом этносов в единую национальную общность людей. Как правило, нация состоит не из одного, а из нескольких этносов. Нация обладает этническими чертами, которые выражаются в наличии единого (национального) языка, религии, общенациональной культуры и национальной психологии. Все эти признаки отражают принадлежность индивидов к единому сообществу, отличающемуся от других своей самобытностью и чувством коллективной солидарности. Кроме того, нация современного типа является еще и гражданской общностью людей, объединенных единой территорией. Поэтому сформировавшаяся нация обязательно организуется в государство.
В то же время на национальной территории могут существовать и малые этнические общности (национальные меньшинства), имеющие в рамках современного национального государства право на свою национально-культурную автономию. Наглядными примерами современных наций-государств являются большинство стран Западной Европы, а также США, представляющую собой своеобразную полиэтничную нацию-государство.
Помимо нации понятие «народ» включает в себя и многонациональную общность людей. Однако в многонациональных государствах существует проблема внутреннего единства страны, поскольку в них, как правило, возникают и развиваются достаточно сильные сепаратистские тенденции. Одним из способов сохранения единства многонациональных сообществ является выбор федеративной формы государственного устройства. Однако это не всегда приводит к должному результату. Если центробежные процессы набрали достаточно большую силу, то остановить распад такой страны становится невозможным. Именно в силу этих причин распались бывшие социалистические федерации, созданные по национально-территориальному принципу: Советский Союз, Югославия, Чехословакия.
Власть – третий элемент государства. Государство обладает монополией на осуществление верховной власти в обществе. Это означает, что государственная власть стоит над любыми другими формами социальной власти и политическими силами, действующими на территории данного государства. Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что только она обладает монопольным правом на принятие важнейших решений и законов, обязательных для всех членов общества. Государственная власть осуществляется правящей элитой, которая, действуя от имени государства, принудительно навязывает свою волю с помощью юридических норм, применяя в случае их нарушения установленные законом санкции. Поскольку государственная власть носит обязательный, принудительный характер, она обладает всеми необходимыми ресурсами, в том числе монопольным правом на легальное применение силы, физического принуждения. Государственная власть также наделена правом на принудительное взимание налогов и иных сборов, которые обеспечивают как жизнедеятельность всех государственных структур, так и определённой части общества. Наконец, государственная власть носит институционализированный характер. В ходе эволюции социальной власти, государство появилось тогда, когда произошло отделение личной власти правителя от собственности на нее. В этом случае, хотя власть осуществляется каким-либо лицом (или группой лиц), она принадлежит государству как институту верховной власти. Говоря по-другому, не следует отождествлять людей, находящихся во главе государства и временно осуществляющих государственную власть, с самим государством, его институтами. Руководители государства приходят и уходят, а институционализированная власть государства остается.
Все три рассмотренных выше элемента государства замыкаются на понятии «государственный суверенитет». Суверенитет государства – это не отдельный элемент и даже не часть структуры. Государственный суверенитет является качественной характеристикой государства. Он выражает природу территориально-политического единства государства. В современной отечественной науке государственный суверенитет понимается как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права. Отсюда следует, что термин «государственный суверенитет» следует рассматривать в единстве его внутренней и внешней сторон. Государственный суверенитет, с одной стороны, означает полновластие государства, т.е. осуществление функций верховной власти в пределах государственной территории (внутренняя сторона суверенитета), с другой, – неподвластность , а значит, полную самостоятельность государства и его независимость по отношению к верховной власти любого другого государства (внешняя сторона суверенитета).
Мы рассмотрели структуру государства в наиболее общем, социально-философском аспекте. Государство с этих позиций понимается как единое территориально-политическое сообщество, объединённое под началом верховной власти. Необходимо отметить, что государство нельзя свести только к трехэлементной структуре, которая составляет основу, скелет единого органического целого, охватывающего не только существующие в настоящем субъекты и объекты государственной власти, но и все предшествующие поколения в их взаимосвязи и преемственности.
Политология рассматривает государство как главный политический институт , или, говоря по-другому, как особую организацию политической власти. С этой точки зрения государство выступает прежде всего как совокупность органов и учреждений законодательной, исполнительной и судебной ветвей единой государственной власти, каждая из которых выполняет свои специфические функции. В демократических государствах действует конституционный принцип «разделения властей», при котором все три ветви власти не просто специализируются на выполнении определённых функций и полномочий, но, сохраняя относительную самостоятельность, взаимно сдерживают, уравновешивают и контролируют друг друга.
Трём ветвям власти соответствуют государственные институты и органы, которые различаются по форме деятельности. В современных демократических государствах законодательная власть одновременно является представительной и осуществляется парламентами . Исполнительная ветвь власти реализуется исполнительно-распорядительными институтами и органами : президентом, премьер-министром, правительством, министрами, административными учреждениями. В структуру исполнительной ветви власти также входят специальные органы по охране правопорядка, государственной безопасности, руководство вооружёнными силами, надзорно-контрольными инстанциями и др. Судебная ветвь власти представлена системой судебных органов и институтом независимых и подчиняющихся только закону судей.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--