Контрольная работа: Сущность и особенности мышления
Введение
1. Понятие мышления, его сущность, особенности
1.1 Понятие мышления
1.2 Психологическая сущность мышления и его особенности
1.3 Типология и качества мышления
1.4 Виды мышления
1.5 Индивидуально-психологические особенности мышления
2. Понятие творчества
3. Понятие творческого мышления
4. Значение творческого мышления, проблемы развития черт творческой личности и некоторые рекомендации их решения
5. Особенности творческих личностей
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема творческого мышления стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творческое мышление далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является человек. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».
В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество, как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Исследование зарубежных психологов и педагогов: Р. Стернберга, Дж. Гилфорда, М. Воллаха, Е.П. Торранса, Л. Термена, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Шадрикова В.Д., Медника С., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Хозратовой Н.В., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Алиевой Е.Г., Пушкина В.Н., Тютюнника В.И., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Исследование творческого мышления – достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остаётся недостаточно исследованным.
1. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ
1.1 Понятие мышления ? ???????? ???????? ? ?????????? ??????? ??????? ?????????? ??? ? ?????????? ?????????????????, ???????????? ??? ?????????. ?????? ?????????? ??????????????, ???????? ?????, ?? ????? ?????????? ? ????? ???????? ???????????????. ?? ???? ?????????????? ?? ????? ???? ?????????? ??????????????? ???????? ??????. ???????? ???????? ?? ????????? ?????? ? ????????? ????? ??????.???????? - ?????????????? ? ?????????? ????????? ????????????, ???????????? ???????????? ????????????????. ??? ?????????? ?????????? ? ?????????? ????????? ????????????????.1.2 Психологическая сущность мышления и его особенности ???????? ??? ???????, ?????????????? ??????? ??????????? ????????, ? ????????? ??????? ???????? ????????? ? ??????????? ?????????????? ?????????, ??????? ???????????? ????????? ????????? ? ????????? ?????? ??????????? ?????????? ????????????????.???????????? ? ??????????????? ????? ??????????? ???????? ?????? ????????? ??? ??? ???????????? ????????: ???????????? ? ????????????????, ?.?. ???????? ???? ??????? ??????????? ? ??????????????? ????????? ???????????????? ? ?? ???????????? ?????? ? ??????????. ???????? ???????????? ????? ??????? ?????????????? ????????????, ??? ??????? ??????? ????????? ?????????? ?????? ?????????, ??????? ??????, ??????? ? ?????????. ???? ???????? - ? ?????????? ????????? ??????????? ???????? ? ???????? ?? ?????????? ??????? ????. ??? ???????? ????????? ??????? ? ??????????? ?????????? ?????? ????.1.3 Типология и качества мышления ? ??????????????? ????? ????????? ????? ?????????? ????? ???????? ???: ???????, ????????, ?????????????.??????? - ??? ????????? ? ???????? ???????? ????? ? ???????????? ??????? ???????? ??? ???????. ??????? - ????? ????????, ??????? ?????????? ????????? ? ?????????, ?????????? ???????????? ? ????????. ??????? ????????? ? ??? ????? ????????, ? ??? ?????? ???????????? ????????. ?? ?????? ???????? ?????? ?????? ?????????? ????????. ??????? ????? ????: ?????? ? ??????????, ??????????? ? ????????????, ????????????? ? ??????????????.????? ??????? ???? ?????, ? ??????? ?????????? ?????, ???????????? ? ????????????? (?????????????) ???????? ????????? ? ??????? ????????????????. ????????? ??????? ???? ?????, ? ??????? ???????? ???????? ?????? ?????????? ???????? ? ??????? ????????.? ??????????? ?? ???? ?????????? ? ?????????, ??????? ? ??????, ??????? ?????? ????????????? ??? ??????????????. ???????????? ??????? ????????? ?????????? ???????? ? ?????? ????????? ?????? ????????? ?? ?????? ?????????. ????????????? ??????????? ?????????????? ??????? ????????? ??????????? ????? ????????? ? ?????????? (?????????? ? ?????????). ??????? ??????????? ? ???????????-???????????? ?????. ??????? ????????? ??????? ??????? ? ???????? ????? ? ????????????.?????????? ??????? ???????????? ? ?????????, ??????? ?????? ?????????? ? ????????? ????? - ?????? ??? ??????????, ????? ??? ??? ????. ???????? - ???????? ????? ????????, ? ???????? ??????? ???????????? ??? ?????????? ????? ????? ?????????? ? ????????? ????????????????. ???????? - ??? ????????? ?????? ????? ?????????? ? ????????? ???????????????? ??? ????? ?? ?????????? ? ??????????. ???????? ?????????? ????? ????????? ?????????: ???????????????, ????? ? ??? ???????? ??, ??? ??????????????; ????????????? - ????? ????????????? ??? ???????????. ???????? ????? ????: ?????????, ???????, ??????, ????????, ??????????. ???????? ???????? - ??? ?????????? ?????? ????????. ?????? ???????? ? ??? ???????? ?? ??????????????? ??????????? ??????????. ???????? ?????? ??????, ???????? ? ??????????. ? ????? ????????? ???-???? ???????????? (??? ??????????) ???????????? ???? ????????? ?????? ??????, ??????? ??????. ? ??????? ????????? ??????????? ??? ????????? ????????? ??? ?? ?? ????, ? ???? ? ????????? ?????????. ? ????????? ????????? - ?????? ? ??????.????????????? - ??? ????????? ?? ?????? ??? ?????????? ???????? ?????? ????????. ???????? ????????, ?? ??????? ?????????, ??????????? ?????? ????????, ???????? ????????? ?????????????. ?????????? ? ???????? ?????? ?????? ?? ?????? ??????? ? ????? ??????? ???????? ?????????. ????????? ?????????????: ???????????, ???????????, ?? ????????.??????????? ?????????? ????? ?????????????, ? ??????? ??????????? ???? ?? ????????? ?????? ? ?????? ??????. ??????????? ?????????? ????? ?????????????, ? ??????? ??????????? ?????????????? ? ???????? ??????? ????????, ?.?. ?? ????? ?????? ? ?????????? ??????. ????????? ?????????? ????? ?????????????, ? ??????? ????? ???????? ?? ????????? ?????????? ???????? ????? ?????????, ??? ???????????? ???????????? ???? ???????.1.4 Виды мышления ? ?????????? ??????? ? ?????????????? ????????? ????????? ???????? ????????????? ????? ???????? ?? ????? ????????? ?????????? ???: ???????? ????????, ????????? ???????? ?????, ??????? ?????????????, ??????? ??????? ? ??????????????, ????????? ????????, ???????? ???????? ? ?.?.?? ???????? ???????? ????????? ????????: ????????-???????????, ????????-????????, ????????-??????????, ??????????-??????????. ????????-??????????? ???????? - ??? ????????, ??????????? ?? ???????????????? ?????????? ????????? ? ???????? ???????? ? ????. ??? ???????? ???? ???????? ???????????? ??? ????????, ??????????? ? ???????????? ???????????? ? ?????????? ??????? ??? ???????????? ????? ??????? ????? ????????. ????????-???????? ???????? - ??? ????????, ????????????????? ?????? ?? ????????????? ? ??????. ??? ????????-???????? ???????? ???????? ????????????? ? ????? ?????? ??? ?????????????. ????????-?????????? ???????? - ??? ????????, ?????????????? ??? ?????? ?????????? ???????? ? ?????????. ??? ????????-?????????? ???????? ???????? ??????????? ?????????, ??????? ????? ????????? ???????????? ?????????????? ? ????????????? ??????????? ??????????? ??????????. ??????????-?????????? (???????????) ???????? - ??? ????????, ?????????? ?? ????????? ???????????? ??????? ? ?????? ???????? ? ?????????? ?? ??????, ??????????????. ????????-???????????, ????????-????????, ????????-?????????? ? ??????????-?????????? ???????? ???????? ????????????????? ??????? ???????? ???????? ? ?????????? ? ? ??????????.?? ????????? ???????? ????? ????????? ????????: ?????????????, ????????????. ????????????? ???????? - ???????? ?? ?????? ????????????? ??????????? ? ?????????????. ???????????? ???????? - ???????? ?? ?????? ???????? ? ?????????????, ?????????? ?? ??????? ???????????? ?????. ????????????? ???????? - ??? ???????? ??????? ? ??????. ???????? ?????? ????????????? ???????? - ?????????? ??????? ????????????? ?????????????? ????????????????: ?????????? ????, ???????? ?????, ???????, ?????.?? ??????? ????????????? ????????? ????????: ????????????, ???????????. ???????????? (?????????????) ???????? - ????????, ?????????????? ??????? ???????????, ? ?? ??????????. ????????????? ???????? ?????????? ?? ???????, ????? ????? ?????????? ?????, ???????????? ? ???????? ?????? ????????? ????????. ??????????? ???????? - ???????? ?? ?????? ???????????????? ??????????? ?????????? ? ????????????????? ????????? ??????????? ????????? ? ??????? ???????????? ????. ??????????? ???????? ??????????????? ????????? ??????????, ??????????? ????? ?????????? ??????, ???????? ?????????? ??????????.?? ??????? ??????? ? ?????????????? ????????? ????????: ??????????????; ???????????? (??????????). ?????????????? ???????? - ???????? ?? ?????? ??????? ? ?????????????, ??????????? ?? ?????-?? ???????????? ??????????. ???????????? ???????? - ???????? ?? ?????? ??????????? ???????????.?? ????????? ???????? ????????? ????????: ??????????, ?????????.????????? ???????? - ???????? ?? ?????? ??????? ? ????????????? ?????????. ?????????? ???????? - ????????, ??????????? ???????????? ????????? ???????????.???????????, ??? ??? ??????????? ???????????? ?????? ????? ????? ?????????? ?????? ??? ???????????? ????????, ?????? ???????????? ??????????? ???????????? ????????? ???????????.?? ???????? ????????? ????????: ???????????; ??????????. ??????????? ???????? ?????????? ?? ????????? ??????????? ? ????????? ?????? ?????. ?????????? ???????? ??????? ? ????????? ????????????? ?????? ??????, ? ?????????? ??????????? ???????????? ????, ? ?? ? ??????????? ????? ??????.1.5 Индивидуально-психологические особенности мышления ???????? ??????????? ???????? ??????? ?????????????? ???????????. ??? ??????????? ? ????????? ????? ???????????, ?????? ?????, ? ???, ??? ? ??? ??-??????? ???????????? ??????????? ????????????????? ????? ? ???? ???????????? ???????????? (????????-????????????, ????????-?????????, ????????-??????????? ? ??????????-???????????). ????? ????, ? ?????????????? ???????????? ???????? ????????? ????? ? ????? ???????? ?????????????? ???????????? ???: ?????????????? ???, ?????????????????, ??????, ???????, ????????, ???????? ?????, ??????????, ???????????, ??????????????, ????????????????? ? ?.?. ??? ???? ???????? ???????? - ??? ???????? ?????????? ???????????? ?????????. ????????????????? ???????? - ?????? ??????? ? ????????? ????? ?????? ??? ????????, ? ????? ?????? ??? ???????????? ??????. ?????????? ???????? ???????? ????????? ?????????? ?????? ? ????? ?????????????????. ???????? ???????? - ??????????? ???????? ??????? ???????????? ?????????, ???????, ?? ??????? ? ?????????, ?????? ???????? ?????????? ???? ??????? ??????, ???? ?? ?? ????????????? ???????????? ????????, ???????? ???????????????????? ???????? ??????, ????????? ? ????????????? ?? ???????????????. ?????????? ???????? ? ???????? ????????, ????????????? ? ?????????? ? ???????, ? ????????? ????? ?????, ? ????????? ???????????? ?? ????? ??????? ???????? ? ??????. ???? ???????? ???????????? ????????? - ??????????? ????? ??????????, ??????????? ??? ????????? ???????? ???????. ????????????? ???????? - ????? ?????????? ????? (???????????), ??????????? ??????? ??????????? ????? ??????????????. ?????? ??? - ?????? ???????? ??????? ???? ???????? ? ????????? ???????? ?????? ? ????????. ??????? ???????? - ?????? ??????? ? ????????, ????????? ??????? ???????, ?????????? ???????????; ??????????? ? ??????? ?????????????? ?????????, ??????? ??????? ????? ?????????????? ??? ????????? ????? ??????????, ? ? ?????? ?? ????????????. ?????????????????? ???????? - ?????? ????????? ??????? ?????????? ??????? ? ???????????? ???? ??? ????? ???????. ??????????? ???????? - ???????? ????????, ??????????? ???????????? ??????? ?????? ??????????? ???????????? ????????????, ???????? ? ??? ??????? ? ?????? ???????, ?????????? ?????????? ??????????? ?????????. ???????????? ???????? - ???????? ????????, ????????????? ? ?????????? ?? ???????????? ?????????? ????? ???????? ?????????, ?? ??? ????????? ??????????????. ??? ????????? ???????? ?????????????, ?????????? ? ?????????, ????????? ?????????. ??? ?????????????? ??????????? ???????? ?????????? ?????????? ?????????, ????? ????????? ??????? ?????????? ??????????? ? ??????.2. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА
Творчество - это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением, творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.
Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата.
Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта.
С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (программирование эвристическое). Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций, резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса - открытий, изобретений и прочего - направила усилия психологов на разработку методов диагностики способностей творческих и стимуляции творчества (например, мозговая атака).
Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними.
3. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--