Контрольная работа: Сущность выборки в социологическом исследовании
Содержание
Введение
Глава 1. Выборочный метод в социологических исследованиях
1.1 Зачем нужна выборка
1.2 Основные понятия и типы выборочного метода. Репрезентативность
Глава 2. Планирование и проведение выборки
2.1 План выборочного наблюдения
2.2 Проведение выборочного наблюдения
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность проблемы исследования. Задача построения выборки возникает всякий раз, когда необходимо собрать информацию о некоторой группе или большой совокупности людей. Практически ни одно исследование, даже при самых идеальных условиях (безбрежный финансовый бюджет, согласие заказчика с длительными сроками его проведения, относительная простота цели и задач), не опирается на стопроцентное изучение генеральной совокупности. И подавляющее большинство исследований представляет собой стратегии exungueleonem («по когтю льва») – аналитические выводы о социальном целом, основанные на изучении только лишь части целого.
Объект курсовой работы – выборочный метод в социологических исследованиях.
Предметом являются сущность выборки и ее принципы, которые делают выборочный метод наиболее практичным и распространенным в социологических исследованиях.
Цель работы – проанализировать выборочный метод как один из аспектов социологического исследования и научиться его планированию и проведению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основную цель выборочного метода.
2. Показать преимущества выборочного обследования.
3. Познакомиться с типами выборки и выявить их достоинства и недостатки.
4. Изучить план и проведение выборочного наблюдения.
Гипотеза данной работы заключается в следующем предположении: если выборочный метод является наиболее достоверным и удобным инструментом познания в социологии, то целесообразно его преимущественное использование над другими методами социологического исследования.
1. Выборочный метод в социологических исследованиях
Большинство социологических исследований носит не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным.
Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, чем сплошное исследование, хотя требует более изощренной методики и техники.
1.1 Зачем нужна выборка
Причина заинтересованности в выборках связана с тем, что выборочная процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода, т.е. рассуждения по схеме «от частных наблюдений — к общей эмпирической закономерности». Также эта процедура реализует фундаментальный принцип рандомизации, т. е. случайного отбора (от англ. random — случайный, выбранный наугад).
Правильная выборка — залог успеха и необходимая предпосылка любого опроса, если это не общенациональная перепись населения. Если социолог неправильно составил выборочную совокупность, т.е. группу людей, которую собирается опросить, результаты исследования окажутся неверными, а потому и никому не нужными. Ярким примером служит ошибка в 1936 году известного американского журнала «TheLiteraryDigest»: с большим перевесом голосов (60:40) победа была предсказана кандидату от республиканской партии А. Ландону. Однако когда выборы состоялись, он потерпел сокрушительное поражение – проиграл Франклину Д. Рузвельту практически с тем же результатом, с которым должен был победить. Доверие читателей к «TheLiteraryDigest» было серьезно подорвано, вскоре журнал перестал выходить. Такой оказалась цена методической ошибки, произошедшей при использовании смещенной выборки: почтовые открытки рассылались людям, чьи имена были извлечены из двух источников: телефонных справочников и списков регистрации автомобилей. И хотя прежде этот метод отбора не слишком отличался от других методов, совсем по-другому обстояло дело теперь, после Великой депрессии в 1936 г., когда менее состоятельные избиратели, наиболее вероятная опора Рузвельта, не могли позволить себе иметь телефон, не говоря уж об автомобиле. Таким образом, выборка, использовавшаяся в опросе, организованном «Дайджест», была смещена в сторону тех, кто, скорее всего, должен был выступать за республиканцев, и при этом еще удивительно, что у Рузвельта оказался такой хороший результат[1] .
1.2 Основные понятия и типы выборочного метода Репрезентативность
При построении социологической выборки используется множество специальных терминов, в том числе два важнейших — генеральная и выборочная совокупности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--