Контрольная работа: Технология интерактивного обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
Кафедра Педагогики, психологии и методики преподавания истории
Контрольная работа на тему:
«ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Выполнила студентка 2 курса
Заочного отделения группы 21
ЯЗЫКОВА А.И.
Проверила:
старший преподаватель
МЖЕЛЬСКАЯ Е. В.
Самара 2005
ПЛАН:
1.Урок, как формаорганизации обучения 3
2.Современные подходы к типологии и структуре урока 3
3.Интерактивное обучение 4
4.Технологии интерактивного обучения 4
5.Концепции и технологии интерактивного обучения 7
6.Заключение 10
Урок как форма организации обучения. ??????????? ???? ??????????? ???????? ??????????? ?????? ? ????????? ????????????? ????????. ??-????????, ????? ??????? ?????? ??????????? ???????? ???????? ???? ?????????????? ????????. ????????? ?????? ???? ?????????????-????????? ?????? ????????. ? ?????? XVII ?. ??? ????? ??????????? ???????? ???????? ??? ?? ???????? ???????????? ????????. ????????? ?????? ??????? ?????????? ????????, ??????? ????? ??????? ???????-??????? ???????. ?????????? ? ??????????? ???????-??????? ??????? ??????????? ?.?. ??????????.??? ???? ????? ??????????? ???????? ??????????:- ???????? ???????? ??????? ???????? ????,- ???????? ???????????? ? ?????? ?? ????????,- ?????? ????????? ????????,- ??????? ??????? ??? ????,- ?????????? ?????????? ???????, ???????, ??????? ?? ???? ???,- ?????? ???? ???????? ? ?????? ?????????????? ?? ??????? ??? ???? ?????,?? ????? ????,- ????????? ???????? ????????? ???????. Современные подходы к типологии и структуре урока. ????-?????????? ???????. ???? ??????????? ?? ????? ? ??? ?? ???? ????, ? ?????????????? ????? ? ??? ?? ?????????? ???? ? ?????? ???????? ?????????? ??????. ????? ???? ?????? ????? ?????????? ????. ??????? ? ??????????? ????????? ?????????? ????????? ????????????? ????? ??????:- ???????? ?????? ?????????,- ???????????? ? ????????????????? ?????? ? ???????,- ??????????? ? ????????????? ??????, ??????, ???????,- ???????? ? ?????????????? ??????,- ???????? ? ????????? ??????, ??????, ???????.- ??????????????? ????.??????? ??????? ???? ??????????, ??? ?? ????????? ??????? ?? ?????, ? ????? - ??? ? ?????? ?????????.????????? ????? ???????????? ???? ? ??????????? ?????????? ????????? ? ?? ????? ????????? ????????. Интерактивное обучение. ? ?????????? ????????? ????????? ??????? ????????:1) ????????? - ?????? ????????? ? ???? ????????? ???????? (??????? ? ???????)2) ???????? - ?????? ????????? ??????????? ???????? (??????????????? ??????, ?????????? ???????)3) ????????????? - inter (????????), act (???????????). ??????? ???????? ?????????????? ? ???????? ???????????, ????????? ?????????????? ???? ????????. ?????? ? ??????? ???????? ????????????? ?????????? ????????.????????????? ????????????? ?????? ???????? ??????????????? ????????????? ????????? ????????, ????????????? ??????? ???, ?????????? ??????? ???????. ??????????? ????????????? ??????-???? ????????? ???????? ???????? ??? ?????-???? ????. ??? ????, ?????????, ???????????????? ??????? ? ??????. Интерактивные технологии обучения - ??? ????? ??????????? ???????? ????????, ? ??????? ?????????? ????????? ??????? ? ????????????, ?????????????????, ?????????? ?? ?????????????? ???? ??? ?????????? ???????? ?????????? ????????. Технологии интерактивного обучения. 1)?????? ? ?????.2)??????????? (???????) ??????.3)????????.4)?????? ? ????? ???????.5)????????.6)????????????? ???????????.7)???????? ?????.8)??????????? ????????.9)?????? ???????.10)??? ?? ?????? ?????.11)??????????? ????????.12)??????? (???????) ????.13)????? ?????.14)????? ???????.15)?????????.16)??????. ?????????? ?????????????? ???????? ?????????? ???????? ??????????.?????? ??????? ????? ?????????????? ????????? ????? ????? ?????? ? ???????. ????? ?????????? ?? ?????? ?????? ? ?????, ????? ??????? ?????? ???????? ???? ????? ??????? ? ???????? ?? ???. ????? ???????? ????? ????? ??? ??????, ??? ????????, ????? ?????????? ??? ??????: ?????????? ? ???????. ?????????? ??????-??? ??????? ?????????? ???????, ? ?????????? - ??????? ????? ?????? 30 ?????? ????????. ????? ???????, ??? ???????? ??????????? ?? ????????? ????? ????????? ??? ? ??????????? ??????? ? ????? ??????? ???????????. ?????????? ???????? ??????????? ? ???, ??? ????????? ??????????????????? ???????? ? ?????, ? ????????? ????????? ? ???????????. ??????????? ???????? ???????????? ???????? ???????? ?? ????? ?????? ? ????? ????? ?????????? ?? ???????????? ????.?????? ??????? - ????? ??????? ?? 3 ??? 4 ?????? ? ?????????? ??????????? ????????. ?????? ?????? ????????? ?????? ? ?????? ?????? ?? ????? ???????? (???? ???????), ????? ?????? ???????? ??????? ? ?????????? ?? ???????? ??????? ???? ????. ????? ?????????? ? ????? ????? ??????????, ???, ?????? ????????.???????????? ?????-?????? ??????????? ? ??????? ?????? ??????? ? ??????? ?? ?????? ???? ??? ???һ. ??????????, ????? ??? ????????? ???? ???????. ?????? ?? ?????????? ?????? ?????????? ????? ?????, ??? ?????. ?? ????? ?????????? ????????? ?????, ? ???????? ????????????? ? ?????? ???????? ????????. ????????????? ?????????? ??????? ? ??????? ???????????. ????? ?????? ????? ????????? ??? ??? ?????????? ???????????? ??????? ?????.(2;3 ? 10)МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоэкономических (правовых, политических, исторических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы.(4; 20)
Концепции и технологии обучения
В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций. Так, первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др. Процессуальной стороне - концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др. Мотивационной - концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр. Организационной - идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, “погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения и др. Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение.
Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника.
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить следующие этапы:
1.Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.
2.Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.
3. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.
Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.(3; 156)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.(1; 46)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996, 66 стр.
2.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--