Контрольная работа: Теория личности (психоаналитическая, гуманистическая)
Введение
1. Личность, как научный предмет исследования
2. Характеристика гуманистической теории личности
3. Психоаналитическая теория личности
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Личность - человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.[1, стр.425]
Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.
В философской энциклопедии, личность это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретоисторическими условиями жизни общества.[2, стр.154 ]
В педагогической энциклопедии, личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. [1, стр. 449]
Тугаринов В. П. пишет: "Личность - это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться ) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса. «Чувствует, как по ходу ступеньками такими, сначала все понятно, я следующую ступеньку читаю, начало забылось, я следующую читаю - середка забылась ».[1, стр.450]
Платонов придерживался теории структуры личности, которую называют трехчленной теорией или трехчленное понимание процесса отражения. Он идет через ленинскую теорию отражений. Есть отражаемое, отражающая система и отраженное. Отражаемое - это объективная реальность, отраженное это то, что мы потом имеем как картину, а вот отражающая система это то, что обрабатывает получаемую информацию и делает ее тем самым отражением. Она и есть личность. [1, стр.450]
На протяжении 20 века в мировой психологии сложилось 3 основных направления, в контексте которых были разработаны наиболее значительные теории личности: гуманистическая, глубинная или психоаналитическая психология и топологическая психология. [2, стр.47]
Гуманистическая преимущественно американская теория, получившая в последние десятилетия широкое распространение на Западе, в понимании личности она, на первый взгляд, кажется противоположной психоаналитической психологии, однако их объединяет наличие одних и тех же характеристик.
Психоаналитики пытаются открыть источник активности, обращаясь к прошлому, к вытесненным бессознательным впечатлениям и переживаниям ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу и др., основным фактором активности личности яаляется устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). [3, стр.211]
Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить главные характеристики основных теорий личности.
Для достижения цели, автор поставил следующие задачи:
1. Дать понятие личности.
2. Охарактеризовать основные положения гуманистической теории личности.
3. Охарактеризовать основные положения психоаналитической теории личности.
4. Выявить отличительные черты двух теорий.
Предметом исследования является изучение теории личности.
1. Личность, как научный предмет исследования
Личность относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психи свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; особенности темперамента, способности ( работы Теплова, Небылицина, Мерлина).
Личность, как включенность индивида в пространство меж индивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители Л. их участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности. Личностное выступает как групповое, групповое как личностное. [4, стр.95]
Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний, направленностью устойчивой доминирующей системой мотивов, интересов, убеждений и т. д., глубинными смысловыми образованьями - "динамическими смысловыми системами" по Выгодскому, [4, стр.42] формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов, степенью осознанности своих отношений к действительности: установки (установки по Узнадзе и др. ), [4, стр.58 ] диспозиции(по Ядову) и т. п.
Развитая личность. обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность. выступает как его "Я" (образ "Я", "Я"-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессе деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личность. и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний т. д. Образ "Я" представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т. д. Соотнесение образа "Я" с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания. [4, стр. 60]
Личность, как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личностей других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную "потребность быть личностью. ", т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности.
Развитие личности осуществляется в деятельности в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания. Задачей коммунистического воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности человека, имеющее комплексный характер (умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое) при ведущей роли школы, семьи и общественности. [7, стр.104]
Важное значение в этом процессе имеет воспитание в труде, прежде всего путем включения в трудовые коллективы, где создаются необходимые условия для формирования в производительном труде общественно ценных качеств Л. (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и т.д. ). Закономерности, а также возрастная периодизация развития личности описывается обычно путем обращения к общим закономерностям и возрастной периодизации психического развития индивида.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--