Контрольная работа: Территории муниципальных образований

Традиционно выделяют три основных элемента, составляющих основу местного самоуправления. Это территориальная, организационная и финансово-экономическая составляющие.

Наличие территории является одним из необходимых элементов статуса муниципального образования, поскольку местное самоуправление осуществляется только в его границах.

Ряд ученых и практиков считает, что уже само понятие муниципального образования, содержащееся в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления», заключает в себе противоречие, выражающееся в определении последнего через категорию «территории», поскольку территория – это «ограниченное земельное пространство», т.е. понятие географическое.

Можно считать, что данная точка зрения несостоятельна в первую очередь потому, что акцент в определении муниципального образования сделан на свойства территории, такие как население, наличие муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления. Из этого следует, что не всякая территория имеет статус муниципального образования, а только обладающая конкретными, определенными в законе признаками.

Термин «муниципальное образование» впервые в российском законодательстве появляется в ч. 1 ГК РФ и служит для обозначения населенной территориальной единицы, являющейся субъектом отношений, регулируемых гражданским законодательством. При этом в ГК РФ определения ему не дается.

В последующем, при разработке проекта Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этот термин используется в более широком смысле и обозначает базовые субъект и объект отношений, связанные с реализацией права на местное самоуправление.

Итак, цель работы – охарактеризовать три типа муниципального образования: поселение, муниципальный район, городской округ. Для этого проведем анализ Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


1. Территории муниципальных образований: поселения, муниципального района, городского округа

За время действия Закона РФ 1991 г. и Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в Российской Федерации зарегистрировано в качестве муниципальных образований:

– 427 городов областного (республиканского, краевого и окружного) значения из 590 (72%);

– 1596 районов из 1856 (83%);

– 160 городов районного значения из 499 (33%);

– 453 поселков из 1900 (28%);

– 8407 сельских округов из 24275 (34%);

– а также 197 городских района и

– 291 населенный пункт[1] .

Из приведенных данных следует, что наиболее многочисленной группой являются субъекты РФ, в которых самоуправление получили города областного значения и приравненные к ним, а также все районы субъекта Федерации.

В течение времени наблюдались изменения в подходах органов государственной власти субъектов РФ к установлению территориальных основ местного самоуправления, но вместе с тем принципиально субъекты РФ в части решения этого вопроса разделились на несколько относительно устойчивых групп:

– муниципальные образования на уровне районов – в 6 субъектах РФ;

– муниципальные образования на уровне районов и крупных городов – в 37 субъектах РФ;

– муниципальные образования на уровне сельсоветов, поселков и малых городов – в 5 субъектах РФ;

– муниципальные образования на уровне административных районов, городов и сельских округов – в 23 субъектах РФ;

– на уровне городских районов и округов – в 2 субъектах РФ;

– на уровне городов и сельских округов – в 11 субъектах РФ;

– не определены территории муниципальных образований либо только отдельные территории являются муниципальными образованиями – в 5 субъектах РФ[2] .

При этом никаких предписаний со стороны федерального законодателя о принципах формирования той или иной территориальной основы местного самоуправления в субъекте РФ не имелось, и субъекты РФ были совершенно свободны в ее выборе. Причем анализ показывает, что в большинстве случаев модели территориальной организации выбраны неоптимальным образом: там, где необходимо было укрупнение территорий муниципальных образований, они «измельчались», и наоборот.

Вопрос определения территориальной основы местного самоуправления в течение последних лет является темой острых дискуссий, в результате которых сформировались две точки зрения. Сторонники первой считают, что местное самоуправление должно осуществляться на наиболее низком уровне: в поселках и сельских округах. Крупные города и районы – это уровень государственного управления[3] .

Приверженцы второй точки зрения полагают, что муниципальное образование должно очерчиваться рамками крупного города и районного звена, оставляя за населением право на осуществление местного самоуправления в иных населенных пунктах[4] .

Основной аргумент сторонников данного подхода заключается в том, что местное самоуправление несостоятельно без наличия финансовой и экономической базы. В настоящее время по данным статистики в Российской Федерации большая часть муниципальных образований существует за счет дотаций и субвенций из бюджетов субъектов Федерации. Вот только 3 примера. В Курганской области из 24 муниципальных образований дотационных – 24, во Владимирской области из 26 муниципальных образований дотационных – 23, в Саратовской области из 39 муниципальных образований финансово состоятельны 3 (г. Саратов, Энгельсское объединенное муниципальное образование и Балаковское МО).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 223
Бесплатно скачать Контрольная работа: Территории муниципальных образований