Контрольная работа: Тульский театр в XIX в. – начале XX в.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра истории и культурологии

Контрольно-курсовая работа

по культурному наследию Тульского края на тему:

«Тульский театр в 19 в. – начале 20 в.»

Выполнила:

студентка гр.320831

Свешникова О.В.

Проверил: Шеков А.В.

Тула 2006


Содержание

Введение………………………………………..……………..….…….………2

1.Тульский театр драмы XVIII- начало XIX века……………..…….……….5

2.Тульский театр драмы конец XIX века………………..…….….….…..….14

3.Тульский театр драмы начало XX века………………..……….….…..….17

4.Заключение……………………………….………………………….……...25

5.Список используемой литературы…………………………………..…….26


Введение

XVIII ??? ??? ?????? ??? ?????????? ????????. ????? ????? I ??????????? ??????????? ???????? ? ????? ??????. ??????????? ?????????? ??????? ?????????????? ???????? ?????? ? ????????? ? ????????: ??? ??? ?????????????? ??????????? ? ????????????? ? ?????????? ????? ?, ??????????, ?????? ?? ????? ?????????? ? ?????????-??????? ??????????????. ????? ?? ????????? ??????? ???????? ? ???? ? ?????????? ????? ???????? ????????????? ??????.?.?. ?????????? ???????, ??? ??? ? ???????? XVII ???? ?? ??????? ???????? "????? ??????????? ????????? ????????, ??????? ??????? ? ????????", ?????? ??? ???????? ??????? ???????????? ????????? ? ?????? ???? ?????????, ??????????, ?????? ????? ??? ??????? ??????. ????????? ? ?????????? ?????????? ? ????? ??????????? ?????????: ? ?? ????? ??? ???????????? ????????? ??-???????? ??????? ???????????? ????????, ?????? ???????? ??????????????? ?? ?????, ?????????? ??????, ????????? ????? ??????????? ?????, ????????? ?? ????, ??????????????????? ????? ??????? ??????? ??????? ??????? ????????????? ? ???????? ?????? ????????? - ??? ????? ????????????? ????????? ????????.??????? ??????????? ? ?????? ??????? ?? ????? ????????? ??????????? ? ????? ? ????????? ?????? ?????????????? ??????, ??????? ϸ?? "?????????? ????? ????? ????? ? ?????? ????????? ???????????????? ???????? ? ????????? ????? ?????????".???, ? 1702 ???? ϸ?? I ???????????? ??????????? ? ????? ?????? ??????, ?? ??????? ???????, "?????????? ????????" - ?????? ????????? ?????, ?? ????????????? ???????? ????? ????????? ??? ????????.?? ?????? ??????????? ????????????? ?????? ??????? ???????????, ?.?. ???????????, "????? ?????? ??? ??????? ????? ???, ??? ???? ??? ???? ??????? ????????? ????????? ??????? ???????????: ?? ?????? ??? ?????????? ???????????? ????????? ???????? ????? ?????? ???????????????". ??? ????????, ? ???? ??????? ?????? "?????????? ????????" ?? ??????????, ?????? ??????? ? ?????? ?????????? ? ?????? ????? ?????????? ?????????: ? ?????? ?????? ???????? XVIII ???? ???????? ??????: ??????????, ????????, ????????? ??????????????? ? ?????? ????????.? ?????-?? ???? ??????????? ????? ???????? ?????????????? ?????, ??????????????? ?? ????? ???????-?????-????????? ???????? ? ??????????? ?????????.???????? ? ???????????? ??????? ???????? ????, ???????? ????? ? ????????????? ? ????????? ??????????? ?? ???? ???????, ??? ?? ?????, ?????? ? ??????? ??????? ?????????."???????????" ????? ???????? ?????? ??????? ?? ????????? ????????????? ?????????, ? ??????? ???? ??????????? ???????????? ??? ?????????? ???????? ????????, ?????? ?????????, ??????????????? ??????????????. ??????, ?????????? ????? ? ??????? ????????: ?????????? ???????? ?????????, ?????????????? ???????????, ?? "?????????????" ???? ??????? ???????????.????? ?? ?????????? ??? ?????? ???? ???????????? ?????, ? ??????? ?????? ?? ???? (???????????? ? ?????? ?????? ?????? ? ??????????? ? ????????) ??????????? ??? ????????? ? ??????????, ??????????? ????????????? ??????.????????????? ?????? ???????? ????? ???????? ???????? ???????? ?? ??????. ??????????? ?????????????? ?????????? ???? ??????????? ? ?????? ??????? ???????????, ? ???????? ??????, ? ??????? ???????. ? ???????? ?????? ??????????? ?????????? ?? ?????? ?????????-?????? ???????? ????????, ???, ???????, ?????????????? ?? ??????? ??????????? ? ???????????????. ????? ?????? ??? ??????????, ??? ??, ?????? ??????, ????? ??????, ??? ?????????? ??????. ???????? ?? ???????? ??? ???????????? "???????????", ???????? ????????????? ???????? ?? ????.??????????? ???????? ?????? ? ??????? ?????? ??????? ?? ?????????? ????????? ?????????????. ??? ??????????? ??? ?????, ????????, ?????, ????????? ? ?????????. ???????? ?????????????? ? ????, ????? ??????; ?? ??????????? ? ????? ?????? ?????? ??????????, ?? ???? ?????????? ?????? ?????? ? ????????????? ???????. ????????? ? ????????????? ?? ????. ?????????? ??????? ? ???????????? - ???????? ????? ????????? ???????????? ???????. ??? ????????? ????????? ???????????? ????????, ??????? ?????? ???? ??????????, ?????????????? ??????? ??????, ????? ???????.

Спустя время театральное искусство начало захватывать и другие города, не обошло оно и тульскую землю.

Первое же представление в Туле было дано на третий день торжеств по поводу открытия Тульского наместничества 19 декабря 1777 года. Наместник М.Н. Кречетников приказал отпраздновать учреждение наместничества как можно более торжественно, "придать ему наиболее блеска и сияния'', как выразился А.Т. Болотов. Для увеселения публики, наместник 'велел построить деревянный и довольно просторный театральный дом - писал Болотов, - и постарался снабдить оный труппою актеров и нужным для сего гардеробом и убранством".

Нельзя точно сказать, где находился первый театр в Туле. Выстроен он был в посадской части города, вероятнее всего на Киевской улице. Как писал Болотов: "на горе, на площади, где потом находились казенные конюшни".

Репертуар Тульского театра в конце XVII века был интересен и обширен. В театральной библиотеке насчитывалось до 120 различных печатных и рукописных трагедий, комедий.

На Тульской земле родился и первый в России детский театр, организованный А.Т.Болотовым в городе Богородицке Тульской губернии в 1779 году. Просуществовал он. к сожалению лишь до 1781 гола. Но за это время было поставлено более 20 спектаклей.


1. Тульский театр драмы XVIII - начало XIX века

Всего лишь месяц назад на этом месте стоял заброшенный соляной амбар. Ныне же здесь разместилось заведение с непривычным пока для духа туляков названием - театр. В театре, еще пахнущем свежей краской, идёт представление. Нарядная сцена освещена множеством горящих свечей. До отказа набит зрительный зал. В удобных ложах - местная знать во главе с самим наместником и его окружением. В партере на скамьях - публика попроще. Все сосредоточенно смотрят на сцену, ловя каждое слово и каждый текст актёров. «...Зрелище сие было по новости своей поразительное, - писал впоследствии в своих знаменитых мемуарах посетивший спектакль Андрей Тимофеевич Болотов. - Играли в сей день известную комедию «Так и должно», и актёры исправили своё дело довольно исправно и удачно... Всё мое семейство, а особливо дети, смотрели на представление с особым удовольствием; но никто им так много не пленился, как малютка-сын мой, для которого всё виденное тогда в первый ещё раз в его жизни было превеликою диковинкою...»

Впрочем, не только для сына мемуариста, но и для многих туляков, присутствовавших на спектакле, зрелище, которое они увидели, являлось «превеликою диковинкою», ведь спектакль этот был первым публичным театральным представлением на тульской земле. Открытие Тульского театра не было явлением случайным, прихотью тщеславного и надменного вельможи Кречетникова. Оно являлось отражением общей политики царизма, направленной на упрочнение самодержавно- бюрократического строя и дворянской диктатуры. Напуганные размахом крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва «верхи» стремились в спешном порядке укрепить свои пошатнувшиеся позиции. Создание в крупных провинциальных городах театров рассматривалось правительством как важная мера, имеющая цель отвлечь местное население от политических интересов.

Однако самодержавие просчиталось. Опираясь на передовые демократические традиции своей эпохи, русский провинциальный театр с первых своих шагов стал важным средством воспитания различных слоёв русского общества, орудием борьбы против мрака и невежества, провинциальной косности и деспотизма. В числе передовых русских провинциальных театров был и один из старейших в стране - Тульский театр.

Открытие театра в Туле внесло существенные перемены в интеллектуальную жизнь города и края, оказало заметное влияние на формирование взглядов и эстетических вкусов не только местного дворянства, но и разночинных слоёв населения. Общедоступность многих театральных постановок, незаурядный репертуар, высокое мастерство актёров сделали театр признанным культурным центром тульской провинции. Для управления делами театра по существовавшему обычаю из среды тульского дворянства был выбран общественный распорядитель - советник казённой палаты Семён Никифорович Веницеев. И выбор этот оказался весьма удачным. Один из первых тульских историков-краеведов Н.Ф. Андреев, основываясь на воспоминаниях местных старожилов, писал в 1842 году в журнале «Москвитянин» о Веницееве как о человеке, который «был одарён умом быстрым и наблюдательным, имел воображение живое, пламенное и превосходную память, верный взгляд на вещи». Веницеев сумел собрать вокруг себя общество просвещённого дворянства и с его помощью направлял деятельность театра. Для постановки спектаклей, главным образом, за счёт частных пожертвований, театр приобрел разнообразный реквизит и большое количество костюмов, позволявших актёрам играть различные трагедийные и комические пьесы, прологи, оперы или, как их тогда называли, «драмы с голосами». Театральные постановки той поры мало походили на современные. Большинство спектаклей осуществлялось в духе так называемого смешанного театрально-музыкального жанра, что обусловливалось отсутствием разделения трупп на драматические, оперные и балетные. Очень часто в продолжении одного спектакля зритель получал возможность увидеть и драматические, и оперные, и балетные произведения. Не составлял исключения и Тульский театр.

При этом следует оговориться, что возможности провинциальной сцены для постановки балета были ограниченными. В отличие от драматических и оперных спектаклей с несложным и лаконичным оформлением балетные спектакли тех лет с их помпезностью, быстрой сменой декораций, полётами, фантастическими превращениями, фонтанами и фейерверками требовали сложного машинного оборудования. А это было не под силу провинциальному театру.

И тем не менее, репертуар Тульского театра конца XVIIIстолетия был довольно обширным и интересным. В театральной библиотеке насчитывалось до 120 различных печатных и рукописных трагедий, комедий и опер. Примечательным явлением театральной жизни Тулы стала постановка антикрепостнической оперы Н. П. Николаева «Розана и Любим», написанной в 1776 году и содержащей в себе значительный отпечаток крестьянских выступлений 1773 - 1775 годов. Опера Николаева официально именовалась комической. Но это не более как ширма от придирчивых нападок царской цензуры.

При всей очевидной слабости психологической обрисовки комедии Николев ярко и наглядно раскрывает униженное положение русского крестьянства, бесчеловечное отношение к нему и произвол помещиков, их грубый и необузданный деспотизм, что было близко к жизненной правде.

Гневным обвинительным актом русскому самодержавию звучало другое произведение талантливого автора - тираноборческая трагедия «Сорена и Замир», также увидевшая свет на тульской сцене. Трагедия написана в 1784 году. Впервые она была поставлена в Москве. Итогом постановки явились горячее одобрение передовой публики и ярое негодование властей. Хотя действие трагедии разворачивалось в Древней Руси, отзвук современности чувствовался во всём. И не случайно московский главнокомандующий Я. А. Брюс, заподозрив в трагедии крамолу, подрывающую устои монархической власти, написал на её автора донос Екатерине. Готовившаяся постановка «Сорены и Замира» в Петербурге была запрещена на долгие годы, вплоть до начала XIX столетия. Для постановки трагедии на провинциальной сцене требовалось гражданское мужество и смелость.

Нельзя не сказать о постановке в Туле в 1780 - 1790-х годах комической оперы А.О. Аблесимова на музыку М.М.Соколовского и Е.И. Фомина «Мельник-колдун, обманщик и сват». «Прекрасным народным водевилем» назвал это произведение В.Г. Белинский. Ярко и свежо звучали со сцены живая народная речь, русские песенные мелодии и наигрыши. Из произведений местных авторов на тульской сцене шли спектакли плодовитого и разностороннего писателя белёвского помещика В.А. Левшина. В 1793 году специально для Калужского и Тульского театров им был создан поэтический пролог «Обрадованные Калуга и Тула», посвящённый назначению нового калужского и тульского наместника Е.П. Кашкина. В лице наместника Е.П. Кашкина Тульский театр получил не только нового покровителя. В отличие от своего предшественника мецената Кречетникова, Кашкин был глубоко образованным человеком своего времени, подлинным ценителем искусства. По свидетельству А. Т. Болотова, с людьми, занятыми наукой и литературой, он «любил делить время глаз на глаз», т. е. имел к ним самое дружеское расположение.

Годы правления Кашкина (1793 - 1796) были временем расцвета тульской сцены. Интересен тот факт, что сын наместника Дмитрий Евгеньевич Кашкин, сопровождавший отца во время его частых служебных перемещений, был близок к литературным кругам, всерьёз занимался сочинительством. Его перу принадлежит первый русский перевод бессмертной комедии П. Бомарше «Севильский цирюльник», выпущенный в 1794 году в Калуге, где размещалась тогда типография Калужского и Тульского наместничества. В переводе Д.Е. Кашкина «Севильский цирюльник» был поставлен на тульской сцене. Причём туляки познакомились с этим шедевром мировой драматургии значительно раньше, чем зрители столичных городов. Наряду с «Севильским цирюльником», в Туле осуществлялась постановка пьесы П. Бомарше «Евгения», написанной в духе модной тогда чувствительной «мещанской драмы».

Немногочисленные сохранившиеся источники, повествующие о деятельности Тульского театра в XVIII столетии, позволяют судить о его прогрессивной, гуманистической направленности, важном вкладе в развитие не только провинциальной, но и в целом отечественной театральной культуры.

С первых своих шагов театр в Туле являлся профессиональным. Основу его труппы составили актёры Калужского театра, открытого несколько раньше Тульского, в январе 1776 года. Со временем в труппу театра влились одарённые представители разночинной молодёжи Тулы и Тульской губернии. Ранее упоминалось о том, что в 1787 году, ознакомившись с игрой тульских актёров, Екатерина II распорядилась двух лучших из них для совершенствования профессиональной подготовки отправить в Петербург. Одним из этих актёров (имя, которого, к сожалению, неизвестно) был трагик Трофим Константинов. Его учёба в петербургской труппе проходила до 1791 года, после чего Константинова приглашают для работы в наместническом театре Казани, руководимом талантливым театральным деятелем В. Р. Бобровским. Яркая исполнительская манера Константинова обратила на себя внимание управляющего императорскими театрами князя Юсупова, который 20 июня 1793 года зачислил его в основной состав петербургской труппы как актёра, которому надлежало «играть по драматическому театру первые роли и характеры в трагедиях, комедиях и драмах».

На петербургской сцене Константинов выступал наравне с таким выдающимся русским актёром конца XVIII - начала ХIХ столетия, как П. А. Плавильщиков. Историк русского театра И. Ф. Горбунов свидетельствует, что это обидело Плавильщикова и вынудило его перейти на сцену Московского театра. Однако большой сценический успех к Константинову так и не пришел. Его служба в столице продолжалась недолго. Интриги недоброжелателей вынудили, безусловно, талантливого актёра искать себе убежище в Харькове.

Более удачно сложилась сценическая судьба другого воспитанника Тульского театра Василия Рыкалова. На столичную сцену Рькалов перешёл в возрасте 22-х лет, в июле 1793 года. В Туле молодой актёр имел амплуа трагика и пользовался большой популярностью в ролях «благородных отцов» и других трагедийных героев. В Петербурге в полном объёме проявилось творческое дарование Рыкалова как выдающегося комедийного актёра своего времени. Этому открытию во многом способствовала его творческая дружба с такими замечательными театральными деятелями, как И.А. Дмитревский и А.А. Шаховской. Рыкалова справедливо считают предшественником гениального Щепкина. Особый успех сопутствовал ему в спектаклях по пьесам Ж.-Б. Мольера и в русском бытовом репертуаре. По воспоминаниям современников, исполнительская манера Рыкалова отличалась заразительностью и простотой, лёгкостью, лиричностью, живостью и правдивым изображением человеческих характеров. «Какая великолепная комическая фигура! - писал об исполнении Рыкаловым роли Жеронта в комедии Ж.Б. Мольера «Проделки Скапена» известный Петербургский театрал С.П. Жихарев. - Лицо, стан, походка, движения - всё это в нём так неуклюже, так натурально глупо, что при одном появлении его нельзя удержаться от смеха; а орган, а дикция - это совершенная натура: никаких натяжек, никакого преувеличения, ничего площадного; словно видишь перед собой не актёра, а настоящего Жеронта».

Рыкалов проявил себя не только как замечательный актёр, но и как талантливый педагог петербургской театральной школы, постановщик. Рыкалов - родоначальник одарённой театральной династии, представители корой выступали на русской сцене вплоть до начала ХХ столетия. Пленительной драматической актрисой была внучка Рыкалова, актриса Московского Малого театра Надежда Васильевна Рыкалова, дарование которой высоко ценил А.Н. Островский. Специально для нее драматург создал образ Кабанихи в драме «Гроза».

Ни одно событие в культурной жизни тульской провинции не имело столь широкого общественного резонанса как открытие театра в Туле. С этого времени театральная культура становится неотъемлемой составной частью духовного и нравственного развития различных социальных групп населения губернии. Под влиянием театра растёт интерес туляков к литературе, музыке, изобразительному искусству. Уже в конце 1770-х - начале 1780-х годов в домах местного дворянства начинают ставиться любительские спектакли, организуются литературные салоны. В эти же годы в богатых усадьбах появляются театры, где играли крепостные актёры. Наибольшую известность из них получает крепостной домашний театр белёвского помещика князя Щербатова, который с успехом гастролировал в Туле и других городах страны.

Уникальным явлением русской театральной культуры стало открытие в городе Богородицке первого в стране детского театра. Его основателем был А. Т. Болотов. Среди многочисленных достоинств этого человека - учёного, просветителя, общественного деятеля - не на последнем месте стоял его талант педагога. Наблюдая за детьми (собственными сыновьями и воспитанниками основанного в Богородицке пансиона), Болотов пришёл к мысли использовать театр как средство воспитательного воздействия на личность ребенка. Регулярно посещая вместе с детьми новые постановки Тульского театра, Болотов стал замечать, что они «при частых между собой свиданиях декламировали нередко друг перед другом кое-какие затверженные ими из трагедий и других театральных сочинений монологи и речи и друг друга тем утешали».

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 225
Бесплатно скачать Контрольная работа: Тульский театр в XIX в. – начале XX в.