Контрольная работа: Управление социальной сферы
Выполнила ст. заочного отд.
I курса 107 гр.
Проверил:
Рязань, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_ 3
Основы государственного управления в социально-культурной сфере 5
Управление в области социального развития_ 6
Управление в области здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма и социальной зашиты граждан_ 7
Управление образованием и наукой_ 10
Управление в области культуры и массовых коммуникаций_ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_ 17
ПРИЛОЖЕНИЕ_ 18
ВВЕДЕНИЕ
Административное право является одной из основных отраслей российского права, входящей в систему публичного права. Административное право России имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в обществе. Основная задача государственного управления — обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех составляющих частей механизма исполнительной власти.
В своей совокупности механизм исполнительной власти представляет собой государственную администрацию с полномочиями реализации своих прав в масштабах России. Органы исполнительной власти управляют экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества, обеспечивают практическую реализацию законодательных актов. Их деятельность носит административный, т.е. управленческий, исполнительный, внесудебный характер.
Основы административно-правовой организации управления составляют отрасли и сферы государственного управления. Под отраслью государственного управления понимается система различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением определенной группой родственных объектов, объединенных по их практическому назначению.
Влияние отраслевого принципа на механизм государственного управления в современных условиях резко ослаблено, что обусловлено разобщенностью отраслей, бесконечным «дроблением» объектов управления, ростом числа органов отраслевого управления.
При этом следует отметить, что отраслевые предприятия, учреждения и организации (в основном негосударственные), как правило, имеют достаточную самостоятельность, они не подчиняются и не зависят от вышестоящих органов отраслевого управления.
В системе отраслевого управления в настоящее время наметились две группы органов: органы специализированного отраслевого управления (например, Министерство сельского хозяйства РФ) и органы управления укрупненными отраслями (Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др.).
Все отрасли управления формируют три сферы управления :
- Сфера хозяйственной деятельности (экономическая), которая включает в себя промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, природные ресурсы, финансы, торговлю.
- Социально-политическая сфера (оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция).
- Социально-культурная сфера (образование, наука, культура, здравоохранение и социальная защита населения).
Общее руководство этими сферами осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции (Президент и Правительство РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, Совет Министров (правительство) республики в составе РФ, администрации, мэрии и т. д. в других субъектах РФ). Специализированное руководство указанными сферами осуществляют органы исполнительной власти отраслевого и межотраслевого характера.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – конституционное понятие, означающее, что государство берет на себя в объеме, соответствующем его возможностям, обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Социальное государство означает конституционную гарантию государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами и т.п.
Конституция РФ 1993 г., называя Российскую Федерацию социальным государством (статья 7), говорит о том, что одним из важнейших направлений его деятельности является социальная сфера: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пособий, пенсий и иных гарантий социальной защиты. Социально-экономические и культурные права граждан, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и др., занимают важное место в каталоге прав и свобод человека и гражданина, содержащихся в Конституции. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть также делом его ума, рук, инициативы, и основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия[1] .
СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ - по определению ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 15 ноября 1995 г. "предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица".
Являясь работником сферы образования, для меня представляют особый интерес особенности современного состояния административно-правового регулирования в социальной сфере.
Основы государственного управления
в социально-культурной сфере
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство охраняет труд и здоровье людей, обеспечивает поддержку нетрудоспособных и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, оказывающих медицинские, образовательные, культурные и другие услуги населению.
Значительное место в управлении социальной сферой принадлежит Правительству РФ . Согласно ст. 16—17 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», оно:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--