Контрольная работа: Виды образных явлений. Перцептивный образ
Выполнила студентка гр 91П2
Молчанова О.А.
Проверил: Фролова З.С.
Харьков 2009-2010
Введение
Восприятие — форма ориентировки организма, которая осуществляется за счет процесса формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной.
Образ восприятия — субъективная представленность предметов окружающего мира или их свойств, которая обусловлена как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению объектами окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все, более удовлетворяя практическим нуждам.
Образные явления в индивидуальном сознания разнообразны. Если вы находитесь в сознательном состоянии, у вас хорошее самочувствие, и вы находитесь в окружении обычных предметов, то нормальное функционирование ваших органов чувств обеспечивает наличие в вашем сознании образов восприятия. Осознанные образы или предметные образы - это та психическая реальность, которую мы без труда находим в своем сознании с помощью самонаблюдения. Предметные восприятия имеют чувственную основу. Важнейшая характеристика предметных образов - их реальность: человек верит в реальность предмета, который подается ей в образе, то есть она убеждена в объективном существовании этого предмета.
1 Виды образных явлений
К таким психологических категорий относится и категория образности? По своей сути данная категория одновременно является достаточно сложной, весомой и многоаспектной проблемой.
Образ - это субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мислительной деятельности, составляет целостное и интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные персептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.п.), это чувственная форма психического явления, содержащей в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику, это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Следовательно, этимологически термин "образ" тяготеет к наглядности, наталкивает на мысль о внешнем виде предмета или явления. Рассматривая образ, прежде всего как многоступенчатую опосредованное отражение действительности, стоит акцентировать внимание на выявлении сущности самого отображения Термин "отображение" составляет содержательный результат, психическое образ, который отвечает сущности объекта и выступает в форме научного понятия или художественной интуиции.
Проблема отображения - это проблематика трех членов:
1) природа;
2) познание человека, сочетается с ее мозгом как высшим продуктом той же природы;
3) форма отражения природы в познании человека, эта форма составляет понятия, законы, категории и т.п., т.е. субъективные образы объективного мира.
Образ имеет и свою объективность, которая определяется по таким двум основным признакам:
1) сходство образа и объекта по структуре и сущностью;
2) значения - наличие в образе такой ценности, которая отвечает объективным потребностям.
Образы, отражающие в нашем сознании действительность, не являются статичными, неизменными, мертвыми вещами, они составляют динамические образования. Стоит попробовать зафиксировать определенный образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах видоизменяется, сдвигается, какой-то степени трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; те, выступающих одновременно и отступают, затеняются следующими.
Различают несколько видов образных явлений:
- образ восприятия - отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), которое влияет на органы чувств;
- образ воображения - вымышленный образ, который подан в представлении;
- послеобраз - модифицированное произвольное восприятие объекта представляется и недавно рассматривался при строго неподвижном взгляде;
- эйдетичний образ - четкое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течение определенного времени после прекращения его рассмотрения, отличается от послеобраза независимостью от движения глаз и стабильностью во времени;
- фосфена - спонтанные световые ощущения;
- фантом - ощущение утраченной части тела;
- галлюцинация - иллюзорное восприятие предмета, который реально отсутствует, субъективно неотделимо от образа восприятия.
В процессе познания окружающего мира образы-представления занимают промежуточное место между образами восприятия и образами воображения. Они составляют своего рода, меняющиеся динамические образования, которые каждый раз при определенных условиях снова воспроизводятся и отражают, сложную жизнь личности С. Л. Рубинштейн подчеркивает значимость указанных образов, прежде всего для внутренней жизни человека, ведь именно эти образы создают тот план, на котором оно разворачивается. Образы представления непосредственно связаны с предыдущим опытом человека, поскольку это процесс воспроизведения ранее воспринятых предметов, явлений и т.п.
В отличие от указанных образов, образы воображения выполняют функцию преобразования результатов прошлого опыта, это прежде психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученного в предыдущем опыте. Образ - это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Итак, образ воображения выполняет четыре функции:
1) построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта,
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--