Контрольная работа: Влияние гендерных стереотипов на общение и взаимодействие людей
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих.
Личность мужчины и женщины в психологическом смысле характеризуется качествами, приобретаемыми и реализующимися в процессе общения, социального взаимодействия в контексте межличностных и общественных отношений.
Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.
Сколько должна зарабатывать женщина и сколько — мужчина? Кто должен нянчить детей, а кто — продвигаться по служебной лестнице? Как следует разделить домашние обязанности? И не является ли постановка подобных вопросов свидетельством неразрешимости данных проблем прежде всего для тех людей, которые ими обеспокоены?
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Но насколько глобальными должны быть эти перемены?
Данная проблема волнует умы многих современных социальных психологов, которые предвидят переоценку «гендерных» ценностей. Диспуты, споры, полемика разгораются среди ученых в самых разных направлениях гендерной психологии, а также в социальной психологии.
По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды* и интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.
Представление о том, что значительная часть нашего поведения напрямую зависит от социальных норм и социального контекста, давно принято наукой.
Американский профессор социальной психологии Алис Игли выдвинула предположение, что гендерные стереотипы, в сущности, являются социальными нормами. Это означает, что у всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой же точки зрения и что обычно мы отдаем себе отчет, какое именно поведение считается правильным для представителей того или иного пола.
Для того чтобы адекватно понять природу и происхождение психологических различий между мужчинами и женщинами, мы должны учитывать это обстоятельство. Поскольку в поведении человека биологические и социальные характеристики тесно переплетены, мы никогда не можем со стопроцентной убежденностью утверждать, что различия, обнаруживаемые в мужском и женском поведении, имеют однозначно биологическое происхождение. Для прояснения биологических и социально–психологических аспектов мужского и женского поведения американский психолог Р. Столлер в конце 1960–х гг. предложил понятийно разделить человеческую сексуальность по двум аспектам: биологическому, за которым он предложил закрепить термин «пол», и социальному, за которым он предложил закрепить термин «гендер».
Быть мужчиной или женщиной в психологическом плане означает субъективную уверенность в том, что каждый представитель того или иного биологического пола (обладающий определенными гениталиями и телесными характеристиками) обладает специфическими личностными и поведенческими характеристиками, соответствующими этому полу. Следовательно, пол в социальном взаимодействии выступает, прежде всего, как когнитивная схема – обусловленные культурой представления о том, какие личностные признаки свойственны людям того или иного пола.
Полоролевой подход сводит гендер к одному из его социально–психологических проявлений – гендерным стереотипам (схемам восприятия).
В гендерологии гендерные стереотипы разделяют на три группы.
Первая группа стереотипов связана с нормативными представлениями о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Это стереотипные представления о том, что мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоувренны, сконны мыслить логически, хорошо управляют своими эмоциями; стереотипные представления о том, что женщины пассивны, зависимы, сверхэмоциональны, не уверены в себе, заботливы и нежны. Такой стреотип представляет собой специфическую конструкцию психологических черт, поведенческих моделей, навыков, видов деятельности, которая подразумевает сепарированность мужчин и женщин, сегрегацию мужской и женской сфер деятельности.
Вторая группа гендерных стереотипов - это стереотипы, которые касаются содержания мужского и женского труда. Так, женской сферой деятельности считается обслуживающая, исполнительская. Мужская сфера деятельности – это инструментальная, творческая, организаторская.
Гендкрное разделение труда сохраняет прочные позиции: во всем мире каждая отрасль характеризуется доминированием либо женщин, либо мужчин. Редко где можно встретить равное участие представителей обоих полов.
Третью группу гендерных стереотипов составляют те, которые связаны с распределением семейных и профессиональной ролей. Мужские роли – это профессиональные, а женские – это семейные роли. Наиболее распространенный стереотип в этой сфере гласит: «Настоящая женщина мечтает выйти замуж и рожать детей, заниматься домом, а настоящий мужчина мечтает профессионально реализоваться, сделать хорошую карьеру». Подобные стереотипы во многом определяют жизненные стратегии и практики, которые выбирают женщины и мужчины на протяжении своей жизни.
В учебном пособии Бендас Т.В. «Гендерная психология». используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований, в ходе которых автор приходит к выводам, что гендерные стереотипы оказывают огромное влияние на процесс общения и взаимодействия людей в обществе.
Мужская роль традиционно считается инструментальной и деятельной, а женская — экспрессивной и коммуникативной. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что мужчинам действительно свойствен инструментальный стиль (ориентация на решение проблем), а женщинам — либо экспрессивный, либо сочетание обоих стилей (в зависимости от пола партнера).
В детском саду и школе девочки превосходят мальчиков по объективным показателям успеваемости и поинтересу к занятиям, но учителя и воспитатели либо считают оба пола одинаковыми, либо отдают предпочтение мальчикам (практически во всех возрастах).
На половые различия в эффективности групповой деятельности влияют особенности задачи, мотивация и половая структура группы. При этом к характеристикам задач относятся креативность, индивидуальный или групповой способы подсчета вкладов участников, стиль решения, связь с различными способностями, отражение мужских или женских интересов и маскулинная или фемининная формулировки. Гендерные различия в успешности решения задач в основном отражают особенности каждого пола.
Исследования успешности лидерства обычно демонстрируют или равную эффективность менеджеров обоего пола, или превосходство мужчин и очень редко — превосходство женщин. Получены данные о том, что на оценки женщин-лидеров существенно влияют гендерные стереотипы и атрибутивные процессы, а также о том, что успехи женщин-лидеров связаны с политикой, проводимой по отношению к ним в конкретной организации.
Определены условия, при которых проявляются половые различия в эффективности лидеров: это подобие гендерной и лидерской ролей, пол подчиненных, сфера деятельности и тип организации, уровень управления (на низшем уровне лучше работают мужчины, а на среднем — женщины) и предубеждения против женщин. Есть основания считать, что лидеры обоего пола могут добиваться равной эффективности, но различными путями.
Учет гендерных особенностей испытуемых обеспечивает равную успешность обоих полов.
Пол партнера по взаимодействию меняет поведение испытуемого. Результаты исследований кооперативного поведения отражают условия взаимодействия людей в детстве и во взрослости: во-первых, половая сегрегация в детстве приводит к большей кооперативности с представителями своего пола, во-вторых, благодаря конвергенции полов во взрослости женщины и мужчины проявляют сотрудничество в смешанных по полу группах (большее, чем в однополых группах).
Исследования лидеров демонстрируют связь их продуктивности с половой структурой группы. И мужчины и женщины — лидеры более продуктивны, когда работают с представителями своего пола. При этом в ситуациях, когда женщина-лидер руководит мужчинами, на ее продуктивность существенно влияет позитивное или негативное отношение подчиненных к женскому лидерству. В смешанных группах наблюдается проявление «скрытой гендерной программы», когда присутствие противоположного пола не способствует концентрации на задании, а актуализирует другие факторы (желание понравиться у мужчин и утверждение своей компетентности у женщин).
Мужчины и женщины — руководители работают в разных гендерных ситуациях, что может влиять на различие их эффективности.
Вербальное и невербальное поведение на переговорах (деловых и интимных) проявляется в дискурсах (суждениях) и речевых паттернах. Половые различия в этом плане зависят от трех факторов: конкретной формы этого поведения, половой структуры группы и позиции — лидера или ведомого. Выделяют следующие формы вербального и невербального поведения на переговорах: время, в течение которого говорит испытуемый, прерывание речи партнера (позитивное, негативное, нейтральное, успешное, неуспешное), дублирование, выбор темы дискуссии, звуковой фон, постановка вопросов, повторение, сомнение и отрицание, вводные слова, улыбки и смех, а также прикосновения. Одни из них являются проявлениями директивного стиля, давления на партнера, а другие — средствами поддержки. В целом мужчины на переговорах чаще используют директивные речевые паттерны, а женщины — паттерны поддержки. Важным фактором является половая структура группы. Общаясь с представителями своего пола, и мужчины и женщины демонстрируют типичные гендерные характеристики. При появлении в группе представителей противоположного пола поведение меняется: женщины ведут себя директивно, а мужчины оказывают поддержку. Значимым фактором является также статус индивида. Как правило, директивные формы речевого поведения чаще проявляются у формальных лидеров — менеджеров, а поддержка — у подчиненных.
Половые различия по вербальному и невербальному поведению на переговорах пытаются объяснить с помощью двух концепций. Первая из них социо-лингвистический субкультурный подход Д. Мальтца и Р. Боркера, в рамках которого утверждается, что поведение мужчин и женщин относится к разным речевым культурам и связано с различной гендерной социализацией мальчиков и девочек. Факторами последней являются половая сегрегация, ожидания родителей, требования сверстников и обучение. У взрослых она проявляется в правилах ведения разговора и в интерпретации этих правил во всех ситуациях — как деловых, так и интимных. Вторая концепция — подход с позиций формальной легитимной власти: лидеры используют директивный стиль, а подчиненные оказывают поддержку. Поскольку мужчины и женщины в обществе не равны по статусу и власти (мужчины обладают властью, а женщины — нет), то и в речи они демонстрируют различные паттерны. Были обнаружены факты, подтверждающие оба подхода, которые дополняют друг друга.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--