Контрольная работа: Внешнеэкономическая деятельность Узбекистана
Узбекистан как суверенное государство активно ведет работу по формированию открытой экономики. Основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по углублению экономических реформ, формированию социально ориентированной рыночной экономики, Узбекистан исходит из того неоспоримого факта, что рыночная экономика — это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды изолированность и замкнутость. В связи с этим будущее нашей экономики видится в интеграции ее с мировым хозяйством.
Не случайно одним из важных шагов правового обеспечения подлинного суверенитета республики стало конституционное закрепление Узбекистана как самостоятельного субъекта международных отношений, определяющего внешнюю политику в своих интересах, имеющего право вступать в международные организации, системы коллективной безопасности, межгосударственные образования.
Республика Узбекистан активно включилась в многосторонние международные механизмы экономического сотрудничества, вступила и начала проводить активную политику в авторитетных международных финансовых и экономических, организациях, таких как Организация Объединенных Наций и ее институты, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Организация содействия экономическому развитию, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, и в других ведущих финансово-экономических организациях.
Многие международные организации — ООН, МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Комиссия Европейского Союза и другие открыли в республике свои региональные представительства и активно сотрудничают с узбекскими партнерами.
Осуществляется ряд проектов, разработанных при участии Международного валютного фонда, Мирового банка, Международной финансовой корпорации и способствующих, в частности, развитию в республике малого и среднего бизнеса и финансового обеспечения проектов в приоритетных направлениях экономики.
Узбекистан вместе с государствами Центральной Азии стал членом организации экономического сотрудничества, созданной Турцией, Ираном и Пакистаном. В рамках этой организации республика принимает активное участие в разработке и реализации проектов по совместному строительству межгосударственных транспортных коммуникаций, обеспечивающих для Узбекистана выход к морским портам, к транснациональным транспортным сетям, мировым рынкам товаров и капитала.
Следует отметить, что сотрудничество Узбекистана с международными организациями строилось и будет строиться исходя из цели, сочетающей как долгосрочные, так и текущие приоритеты.
Во-первых, это стратегическая интеграционная задача—непосредственное включение в международные валютно-финансовые и торговые механизмы на основе создания равноправных и отвечающих национальным интересам условий для взаимодействия всех хозяйствующих субъектов Узбекистана с внешним миром.
Во-вторых, это прямое содействие решению текущих проблем республики, поддержка проводимых реформ путем получения финансовой, технической и консультативной помощи со стороны ряда указанных институтов на основе имеющегося международного опыта.
На начальном этапе осуществления реформ пришлось практически с нуля формировать современный внешнеэкономический комплекс республики, создать по существу новый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности. За три года независимости реформа внешнеэкономических связей в Узбекистане заметно продвинулась, прежде всего, в организационно-правовых аспектах.
Практически вновь созданы все необходимые республиканские институциональные структуры. Как уже отмечалось, образованы Министерство внешних экономических связей, Национальный банк внешнеэкономической деятельности, таможенная служба. Соответствующие внешнеэкономические подразделения созданы и действуют в Кабинете Министров, министерствах и ведомствах, корпорациях, концернах, ассоциациях и местных органах управления. С участием зарубежных партнеров создается республиканский центр международной торговли. В ряде стран мира нами открыты торговые дома. На двусторонней основе образованы торгово-промышленные палаты между Узбекистаном и США, Великобританией, Германией и другими странами, заинтересованными активно сотрудничать с республикой.
С начала осуществления реформы изменился состав и структура участников внешнеэкономических связей. Право выхода на внешний рынок получили более двух тысяч хозяйствующих субъектов республики, в числе которых ассоциации, концерны, малые и частные предприятия.
Помимо внешней торговли, заметно активизировались другие формы внешнеэкономического сотрудничества, увеличивается число созданных и функционирующих на территории республики предприятий с иностранными инвестициями.
За первые годы независимости были приняты основные законодательные акты, изданы указы Президента и правительственные решения, заложившие правовые основы расширения внешних связей, либерализации всей внешнеэкономической деятельности, стимулирующие развитие экспортного потенциала республики. Это прежде всего законы "О внешнеэкономической деятельности", "Об иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов" и другие законодательные и нормативные акты, которые позволили сформировать основные рамочные условия для осуществления внешнеэкономических связей, заключения и исполнения международных договоров в области внешнеэкономической деятельности, обеспечить защиту экономических интересов республики, юридических лиц и граждан Узбекистана за его пределами, установить правовые гарантии для деятельности иностранных инвесторов на территории республики.
Существенно был упрощен порядок создания совместных с иностранным капиталом предприятий, регистрации участников внешнеэкономической деятельности и лицензирования экспортируемой продукции. Все это позитивно повлияло на активизацию внешнеэкономической деятельности и на улучшение структуры экспорта и импорта.
Внешняя торговля осуществлялась на первом этапе реформ в двух направлениях: со странами СНГ на основании заключенных межправительственных соглашений и с зарубежными странами расчетами в свободно конвертируемой валюте. Кроме того, поощрялось установление прямых внешнеэкономических кооперационных связей.
Мы уделяем первостепенное внимание укреплению и развитию многосторонних связей и тесного сотрудничества с государствами Центральной Азии. Действительно, братские народы Центральной Азии накрепко сроднились общей историей, едиными культурными традициями, схожими укладом жизни и менталитетом и многим другим. И проблемы сегодняшнего дня — политические, экономические, культурные, экологические - у центральноазиатских государств во многом совпадают. Экономика этих республик сильно взаимоинтегрирована и имеет взаимное влияние.
Одним из приоритетных направлений нашей внешней политики является развитие прямых и многосторонних отношений со странами, образующими Содружество Независимых Государств.
С участием иностранных партнеров в республике начата реализация проектов по созданию новых совместных производств, таких как "Уз-ДЭУавто" и "УзДЭУэлектроникс" (Республика Корея), АО "Узиталмотор" (Италия), "УзБАТ" (Великобритания), Хорезмское АПО (с фирмой "Мерседес-Бенц", Германия), текстильные предприятия и др. С участием немецких и южно - корейских фирм начата модернизация телефонных сетей республики.
Узбекистан стремится занять свое достойное место в мировом сообществе. Узбекистан открыт миру и стремимся к тому, чтобы мир был открыт для него.
Промышленность
За последний год в Узбекистане рост производства промышленной продукции составил 12,7%. При этом рост промышленного производства в физическом объеме составил 5,0%. Рассматривая структуру роста промышленности можно отметить, что в 2008 году практически все отрасли промышленности (топливная, черная металлургия, строительные материалы, пищевая и другие) показали тенденцию роста. Лишь электроэнергетика и цветная металлургия снизили обороты производства. Промышленность страны находится в данное время в иных условиях, мировое потребление падает, цены на ресурсы упали в разы, в многих странах заметен экономический спад, машиностроительные предприятия стран Европы и России приостанавливают производство, инвестиционная активность сократилась, приостановлены проекты некоторых неместных компании по открытию производственных предприятий. Учитывая все это, аналитики "Essential Advisory Group" прогнозируют замедление роста промышленности до уровня 6-8% в 2009 году.
Производство промышленной продукции (в % к 2007 году)
Наименование отраслей | трлн. сум | Изменение, в % к 2007 г. |
Всего, в том числе, | 23,67 | +12,7 |
Электроэнергетика | 2,03 | -0,4 |
Топливная | 4,76 | +23,9 |
черная металлургия | 0,69 | +5,7 |
цветная металлургия | 2,97 | -5,1 |
химическая и нефтехимическая | 1,18 | +8,2 |
машиностроение и металлообработка | 3,82 | +23,5 |
лесная и деревообрабатывающая | 0,18 | +19,8 |
строительные материалы | 1,17 | +9,8 |
Легкая | 3,05 | +6,6 |
Пищевая | 2,50 | +28,2 |
Потребительские товары, в том числе | 7,43 | +17,7 |
Продовольственные | 3,02 | +19,3 |
Непродовольственные | 4,41 | +16,6 |
В структуре производства примышленной продукции большую роль играют топливная, химическая, машиностроительная, цветная металлургия и легкая промышленности. Здесь стоит отметить деятельность таких предприятий, как "GM Uzbekistan", "Узбекэнерго", "Узбекенгилсаноат", "Узкимесаноат", "АГМК", "НГМК", и другие предприятия, которые в кризисное время ощущают трудности.
Рост промышленности не мог не повлиять на экспорт. В частности, за 2008 год предприятиями ГАК "Узкимесаноат" (Узхимпром) произведено товарной продукции на сумму 869,9 млрд. cум ($618,7 млн.), темп роста производства к аналогичному периоду 2007 года составил 108,5%.
Рост экспорта химической продукций составил 4,8%. Столь высокая разница в росте производства и экспорта объясняется, возможно, такими факторами как обеспечение внутреннего спроса продукцией химпрома и снижение объемов импорта. В частности, если до ввода в эксплуатацию "Кунградского содового завода" кальцинированная сода импортировалась из других стран, то в результате введения в строй данного завода импорт соды прекращен, в 2008 году Узбекистан уже экспортировал соду.
В Узбекистане принята программа модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий химической промышленности на период 2007-2011 годы. Программа предусматривает реализацию 30 проектов в общей сложности на сумму $291 млн. Осуществление данных проектов позволит увеличить производство химической продукции к 2011 году в 1,5 раза. По словам начальника управления государственной акционерной компании "Узкимёсаноат" Маъруфа Абралова, реализация намеченных планов позволит полностью удовлетворить потребностей производителей сельхозпродукции в минеральных удобрениях.
В развитии отечественного химпрома участвуют так же и иностранные инвесторы, в частности Испанская MAXAM Corp (которой принадлежит 49% "Максам - Чирчик" - ОАО "Электркимесаноат") в конце 2008 – в начале 2009 года осуществила модернизацию производства стоимостью около $25 млн. По сообщениям СМИ, после модернизации производства проектные мощности станут использоваться полностью, прежде использовались на 50%.
Также "Кунградский содовый завод" планирует увеличить производство и полностью выйти на проектную мощность (по итогам 2008 года загруженность предприятия составила 71%). Данный завод планирует в 2009 году увеличить объем экспорта продукции в 6 раз (до 36 тыс. тонн). В открытом акционерном обществе "Жиззах пластмасса" налажено производство полиэтиленовых труб диаметром от 315 до 630 миллиметров.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--