Контрольная работа: Внешнеэкономические связи Германии

Федеративная Республика Германия (ФРГ) – государство парламентского типа, состоит из 16 земель, площадь которых равна 356,2 тыс. кв. км, население свыше 80 млн человек. В ФРГ 98% населения составляют немцы, в городах живет до 80%.

ФРГ – индустриально-агарарная страна, характерными чертами экономики которой являются:

· высокая степень концентрации производства и капитала (концерны «Фольксваген», «Тиссен», «Круп», «Сименс», «Бош», «Басф»);

· повсеместное внедрение достижений НТП, рост затрат на НИОКР и образование;

· повышение конкурентоспособности продукции за счет высокого качества и экологической безопасности;

· значительная роль иностранного капитала.

Ведущие отрасли промышленности ФРГ следующие: машино-, судо-, приборостроение, химическая промышленность, электроника, энергетика. Высоким уровнем развития отличается уровень сельского хозяйства, где преобладают фермы индустриального типа.

Объединение Германии было закономерным и практическим шагом в процессе разрешения целого комплекса экономических и политических проблем, сложившихся в Европе и в системе мирохозяйственных связей в целом. Этому процессу способствовал ряд экономических предпосылок.

Экономика и внешнеэкономические связи.

Федеративная Республика Германия является одной из ведущих промышленно развитых стран мира. Тот короткий срок, за который Западная Германия из разрушенной страны превратилась в высоко развитую индустриальную державу, позволил говорить о западногерманском «экономическом чуде». Сейчас по объему валового национального продукта (ВНП) и промышленного производства ФРГ занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире (после США и Японии). В 1998 году объем ВНП Западной Германии составил в текущих ценах 2122 млрд марок ФРГ, а годовой прирост его равнялся 3,4 %. в производстве ВНП на душу населения ФРГ занимает 2-е место после США. 2-е место в мире ФРГ удерживает и по внешнеторговому обороту и импорту. В последние годы ФРГ завоевал мировое лидерство по экспорту. В 1989-1990 годах ожидалось дальнейшее увеличение объема экспорта до 632 – 676 млрд марок. Такие экспортные возможности Западной Германии свидетельствуют о конкурентоспособности и качестве продукции, производимой в этой стране. Кроме того, стимулирует к широкому экспорту и сложившаяся структура экономики ФРГ, а также некоторая однобокость в обеспеченности ее природными ресурсами.

В отраслевой структуре материального производства на долю промышленности приходится 41% ВНП, а на сельское хозяйство только 1,5%. В западногерманской экономике очень высок удельный вес непроизводственной сферы. Торговля обеспечивает 14% ВНП, а сфера услуг – 44%. Последняя приобретает в экономике ФРГ все большее значение. В 1988 году ¾ прироста ВНП приходилось на этот сектор, за год в нем было создано около 12 тыс. новых рабочих мест. Особенно усилилась деятельность консультационных и страховых компаний.

Ведущую отрасль в экономике ФРГ играют крупные монополистические объединения, главной организационной формой которых является концерн.

В настоящее время в тяжелой промышленности выделяются концерны «Тиссен», «Крупп», «Маннесман». Они держат под своим контролем доминирующую часть добычи каменного угля, выплавки стали, значительную долю тяжелого машиностроения. В электротехнической и электронной промышленности выделяются концерны «Бош», «Сименс» и другие. В химической индустрии господствующее положение занимает тройка концернов – «Хёхст», БАСФ и «Байер». Высокомонополизированными являются автомобилестроение и авиационно-ракетная промышленность.

Несмотря на присущую западногерманской экономике высокую степень концентрации и централизации капитала и производства, сохраняют свои позиции благодаря узкой специальности, мобильности, восприимчивости к научно-техническим достижениям мелкие и средние по размерам фирмы (МСФ). Мелкий и средний бизнес в Западной Германии производит около ½ годового валового продукта страны. На этих предприятиях работают около 2/3 всех рабочих и служащих ФРГ.

Значительную роль играет в экономике ФРГ иностранный капитал. За последние 10 лет иностранные фирмы сделали инвестиции в западногерманское хозяйство в размере около 29 млрд марок ФРГ. Здесь их особенно привлекает очень развитая инфраструктура, высокая квалификация рабочих и служащих, устойчивость экономического положения. В процессе инвестирования в западногерманскую экономику доминируют Великобритания, Швейцария, США, Нидерланды и Франция. В последние годы преуспели здесь и японские компании, которые с 1987 года делают наибольшие вложения.

В экономике ФРГ активно происходит процесс структурной перестройки, что в плотную связано с углублением процессов научно-технической революции (НТР). ФРГ стремится к завоеванию новых рынков, к созданию новейших видов продукции, к наполнению новым научно-техническим и технологическим содержанием традиционных изделий. В результате этих стремлений в 1988 году расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) составили 61,9 млрд марок ФРГ, причем 63% этих расходов приходится на долю частных фирм.

В современной структуре промышленности ФРГ ведущее место занимают машиностроение, электротехническая, электронная, металлургическая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности. На долю этих отраслей приходится около 70% всего объема промышленной продукции, в том числе на машиностроение и электротехническую промышленность почти 50%. На мировом уровне функционирует легкая промышленность, где главное место принадлежит производству текстильных изделий и швейной промышленности, а также пищевая промышленность. Выпуск промышленной продукции увеличился на 4%.

Промышленный рост опирается на высокоразвитую топливно-энергетическую базу. В 90-х годах в ФРГ было выработано 415 млрд кВт. ч. электроэнергии (и них 249 млрд кВт. ч. – на тепловых, 146 – на атомных, 20,4 – на гидроэлектростанциях), добыто 180 млн.т. угля, переработано 83 млн. т. нефти. В последние годы наблюдается сокращение потребления нефти, и по прогнозам эта тенденция сохранится как минимум в ближайшее десятилетие, что связано с совершенствованием технологий и дальнейшей рационализацией промышленного производства.

Как уже отмечалось, одной из наиболее развитых отраслей ФРГ является металлургия. В Западной Германии существуют также крупные центры цветной металлургии: Рейнско-Вестфальский район, Бавария, Баден-Вюртемберг, Гамбург, Рур. Однако, значительная часть меди, свинца, цинка, легирующих металлов импортируется.

Традиционно высоко развито в ФРГ машиностроение. Его продукция очень разнообразна, что позволяет всегда поддерживать значительный уровень экспорта. В общем машиностроении большую роль играет металлообработка, особенно производство станочного и кузнечно-прессового оборудования (КПО), машин для металлургической, добывающей, текстильной, полиграфической промышленности. Видное место занимает производство машин для сельского хозяйства, химической, пищевой промышленности, транспортное машиностроение. Ведущее место в экономике ФРГ занимает электронная и электроннотехническая промышленность. Высокого уровня достиг выпуск телеграфно-телефонного оборудования, приборов и аппаратов тонной механики, оптики.

Западная Германия всегда славилась своими высококачественными, безопасными и самыми современными автомобилями. По их выпуску ФРГ занимает одно из первых место в мире. Четыре автомобильных гиганта – «Фольксваген верке», «Даймлер-Бенц», «Опель», «Форд» - выпускает более 90% всех машин. Автомобильная промышленность на протяжении последних лет была одной из самых динамичных отраслей западногерманской промышленности, в основном в производстве легковых автомобилей, грузовиков выпускалось чуть более 6%. Это связано с натиском японской промышленности на автомобильные рынки.

Другая традиционная отрасль промышленности ФРГ – судостроение, которое в значительной мере ориентировано на экспорт. Однако сейчас эта индустрия находится в кризисном состоянии.

Значительное место занимает авиационно-ракетная промышленность. Около 80% сосредоточено в руках трех концернов: «Мессершмитт-Бельков-Блом», «ФФВ-Фокер» и «Дорнье». ФФВ является лидером в химической промышленности, где выделяется производство кислот, щелочей и минеральных удобрений, а также красок. Особую роль играют нефти- и газохимические предприятия, производство пластмасс, искусственного и синтетического волокна. Значительная часть сырья для химического производства импортируется.

Относится к традиционным отраслям также и текстильная промышленность. В основном производят хлопчатобумажные ткани, шерстяные ткани, шелковые ткани, чулочно-насочные изделия. В ряде мест территории Германии еще в средние века возникло текстильное производство, но в настоящее время оно находится в состоянии спада.

Сельское хозяйство ФРГ обеспечивает потребности страны в продовольствии более чем на 90%, причем занято в этом секторе хозяйства лишь 5% населения. Это свидетельствует о высокой эффективности сельскохозяйственного производства. В настоящее время насчитывается около 650 тыс. фермерских хозяйств, как крупных, так и средних, однако основу образуют крупные фермы. По стоимости продукции животноводство резко преобладает над растениеводство, на долю первого приходится около 70% общей стоимости сельскохозяйственной продукции. Растениеводство же диверсифицировано, так как структура земельных угодий благоприятствуют этому. Средняя урожайность зерновых – 52,2 ц/га, пшеницы – 60,8 ц/га. Средняя урожайность картофеля – 325 ц/га. Производство молока приближается к 25 млн т. поголовье крупного рогатого скота составляет 14,6 млн голов, свиней – 2,7 млн.

Как уже отмечалось, ФРГ обладает развитой инфраструктурой, в том числе разветвленной транспортной сетью. В Западной Германии одна из самых густых железнодорожных сетей в мире. Протяженность железных дорог составляет около 31 тыс.км. важнейшее значение во внутренних перевозках приобрел автомобильный транспорт. Длина автодорог 473 тыс.км, а по объему перевозимых по ним грузов автотранспорт определил железнодорожный транспорт. Качество автомобильных дорого очень высоко, а длина автобанов составляет 170 тыс.км. западная Германия – единственная страна в мире где нет верхнего лимита скорости.

Важное транспортное значение в ФРГ имеют реки и каналы. Основные реки – Рейн, Эмс, Везер, Эльба – соединены каналами, что позволяет осуществлять перевозки грузов и в широтном направлении. Во внешних связях основную роль играет морской транспорт. Крупнейшие порты – Гамбург, Бремен, Любек, Киль.

Постоянно увеличивается грузооборот авиационного транспорта, сейчас он составляет более 3,4 млрд. ткм (грузооборот автотранспорта – 144 млрд. ткм, железнодорожного транспорта – 72,8, внутреннего водного транспорта – 48, морского транспорта – 54,1 млрд. ткм ).

Экономический рост ФРГ стимулируется двумя основными транспортами – внутренним потреблением и экспортом. В следствие ограниченности природных ресурсов ФРГ заинтересована и в импорте, в основном нефти, газа, цветных металлов. Таким образом, без активных внешнеэкономических связей просто невозможно нормальное функционирование экономики ФРГ. Стремление западногерманских производителей максимально расширить рамки сбыта привело, к тому, что ФРГ вышла на 1-е место в мире по экспорту и надежно удерживает его. В экспорте ФРГ, преобладают готовые изделия, на них приходится почти 90% стоимости экспорта. Это в основном продукция машиностроения (48,4%), химической промышленности (38,6%), черной металлургии. В импорте до 50% приходится на готовые изделия, около 20-25 – на сырье и полуфабрикаты и 11% - на продовольственные товары.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 208
Бесплатно скачать Контрольная работа: Внешнеэкономические связи Германии