Контрольная работа: Взгляды Платона и Аристотеля на общественное устройство. Зарождение русской философии
1. Платон и Аристотель – «вершины» древнегреческой философии
2. Зарождение русской философии
3. Смысл жизни человека.
1. Платон и Аристотель – «вершины» древнегреческой философии
Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний и представлений о человеке, общественных формах его бытия вписала философия античности[1] . Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур – их имена и идеи не стерлись в памяти человечества. В трудах античных философов образный стиль мышления уже соседствует со стремлением использовать строгие понятия и логически стройные умозаключения, космологические сюжеты постепенно уступают место человеческим проблемам.
Рассмотрим более обстоятельные взгляды Платона и Аристотеля на общественное устройство.
Платон (428/427-348/347 до н.э.) – древнегреческий философ идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов [2] .Он пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной жизни. Он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье, одежде. Такое совместное поселение называется государством.
Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменид и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями» и которые отождествил с бытием. «Идеям» Платон противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством.
Чувственный мир по Платону, порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, «занебесны», не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. В центре космологии Платонова учение о «мировой душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям.
Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих «видах». Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное мнение. Между «идеями» и чувственными вещами
Платон поместил математические объекты, доступны рассудочному познанию. Метод познания – «диалектика[3] », под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщение понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности.
При этом процесс нисхождения касается только «видов», но не чувственных единичных вещей.
По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде: государством правят «философы»; его охраняют «стражи», или «войны»; ниже этих обоих разрядов свободных граждан – «ремесленники», то есть
которым руководят одорёные и хорошо подготовленные, высоко нравственные люди, действительно способные мудро управлять государством. Основным принципом идеального государства Платон считал Справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает самые важные задачи:
· защита людей
· обеспечение их материальными благами
· создания условий, для их творческой деятельности и духовного развития
Платон подразделял людей на три группы:
1. мудрецы – те, у кого развито чувство справедливости, разумное начало.
2. «войны и стражи» - те, кто отличается мужеством, храбростью и чувством справедливости.
3. ремесленники – те, кто должен заниматься физическим трудом.
В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.
По словам Маркса также утопия Платона была афинской идеализацией кастового строя Египта. Маркс также отметил, что Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греч, «полиса».
Учение Платона играло видную роль в дальнейшем эволюции идеалистической философии.
Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики[4] и ряда отраслей специального значения. Маркс называл его «величайшим мыслителем древности».Р. в Стагире[5] ;образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм, однако полностью преодолеть платоновский идеализм не смог, колеблясь «между идеализмом и материализмом[6] ». Основал в Афинах собственную школу. Развивал идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения, но государство поставил над всем. Аристотель не отрицал частную собственность и считал, что опорой государства должны быть средние слои общества. Крайне бедных он относил гражданам «второй категории», очень богатых подозревал в применении «противоестественного способа» приобретения состояния.
К основным задачам государства философ относил недопущение чрезмерного роста политической власти личности, предотвращение излишнего накопление имущества гражданами, удержание в повиновении рабов. Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспитать в себе многие добродетели, те – рабы по природе и могут осуществлять лишь волю других.
В философии Аристотель различал:
1. теоретическую часть-учение о бытие, его частях, причинах и началах.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--