Контрольная работа: Законодательство РФ в сфере охраны труда
Содержание
Глава 1. Правовая основа охраны труда
1.1 Надзор и контроль в сфере охраны труда
1.2 Система предупреждения несчастных случаев на производстве
Глава 2. Охрана труда некоторых категорий работников
2.1 Охрана труда женщин
2.2 Охрана труда несовершеннолетних
2.3 Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью
Список литературы
Глава 1. Правовая основа охраны труда
Конституция Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья. Естественным производным из этого является и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельного принципа и в форме субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции.
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Выраженные в правовой форме и в первую очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих. В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, Он включает следующие группы норм: - правила по технике безопасности и производственной санитарии; - специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях; - нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц пониженной трудоспособностью; - нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда - нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда. Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке. Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий в обществе и возможности их устранения и нейтрализации, так же как и нормы, регулирующие деятельность органов надзора - единых органов в рамках государства. Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишь минимум гарантий, которые могут быть повышены в локальных актах при условии финансовых возможностей предприятий. Нормы же, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда, наоборот, в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях. Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил охраны труда. В отличие от всех других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда они также входят и в институты других отраслей права, ибо санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только в трудовом, но и в административном и даже в уголовном отраслях права. С учетом содержания норм всего этого института, а также формы источников нормативные акты по охране труда включают: - стандарты Системы стандартов безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия); - санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы: - правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности); - правила по охране труда и инструкции по охране труда. Основы законодательства РФ об охране труда впервые нашем законодательстве раскрыли содержание субъективного права работника на охрану труда.
Нормы по охране труда – это правовой механизм, с помощью которого реализуется основное конституционное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, предусмотренное статьей 37 Конституции РФ.
Развитие технологий, увеличение производственной активности в связи с введением более совершенных станков и оборудования, использование информационных технологий ускоряют технических прогресс, что обусловливает принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности работников производственной сферы. Вопрос о создании оптимальной модели государственного управления в области охраны труда в общенациональном масштабе стал насущной проблемой государственной политики России.
Система государственного управления охраной труда не может быть эффективной без соответствующей системы надзора и контроля за охраной труда.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
1.1 Надзор и контроль в сфере охраны труда
В систему надзора и контроля входят: - Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. - Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе. - Органы Государственного энергетического надзора осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок. - Органы Государственного и пожарного надзора, входящие в систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой других правил пожарной безопасности. - Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (Госсанэпиднадзор России) и его органы на местах, осуществляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населения. Законодательной основой для деятельности органов надзора и контроля является статья 216 Трудового кодекса РФ и статья 20 Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
В соответствии с положением «О федеральной инспекции труда». Федеральная инспекция труда осуществляет:
• государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
• определение главных направлений и организационно-методическое руководство деятельности государственных инспекций труда, их правовое и материальное обеспечение;
• анализ состояния и причин производственного травматизма и профзаболеваемости, разработку предложений по их профилактике и т. д.
Должностные лица органов государственной инспекции (государственные инспекторы) по охране труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в соответствии со статьей Трудового кодекса РФ имеют право:
• беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм и форм собственности в целях проведения инспекции;
• запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
• изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
• расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
• предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--