Курсовая работа: Административная процедура регистрации религиозных организаций

Белорусский Государственный Университет

Юридический факультет

Кафедра политологии

Реферат

На тему

« Административная процедура регистрации религиозных организаций »

Минск

2004

Оглавление

1.1 Введение :

Религия в Республике Беларусь. Религиозная и этно-конфессиональная ситуация в Республике Беларусь на современном этапе. Новые религиозные организации на территории Республике Беларусь. Диструктивные религиозные организации.

1.2 Нормативные основы административной процедуры регистрации религиозных организаций в Республике Беларусь:

Конституция Республики Беларусь. Законы Республики Беларусь. Нормативные акты президента Республики Беларусь.Нормативные постановления Совета Министров. Нормативные акты республиканских органов . Нормативные акты местных органов.

1.3 Анализ административной процедуры регистрации религиозных организаций в Республике Беларусь :

Правовой статус религиозных организаций в РБ . Неопходимые условия регистрации .

Религиозные организации с зарубежными центрами . Деятельность републиканских и местных органов по регистрации религиозных организаций. Акты специализированных органов государственного управления .Административная процедура регистрации религиозных организаций как политический процесс.

1.4 Сравнительный анализ административной процедуры регистрации религиозных организаций в Украине и в Российской Федерации :

Законодательные основы регистрации религиозных организаций . Особенности административной процедуры регистрации религиозных организаций в Российской Федерации..

1.5 Заключение :

Рекомендации по оптимализации административной процедуры регистрации религиозных организаций. в Республике Беларусь. Проблемные вопросы административной процедуры регистрации религиозных организаций. в Республике Беларусь Возможности применения зарубежного опыта в Республике Беларусь .

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


В силу своего геополитического положения Беларусь всю свою историю стояла на стыке двух миров, двух культур и идеологий, была своеобразной зоной взаимодействия православно-византийской и католическо-романской цивилизаций. Это определило ее уникальное культурное и историческое положение в Европе. Синкретическая, преимущественно православно-католическая культура народа Беларуси обогащалась достижениями других культур, осваивая прежде всего те ценности, которые могли адаптироваться на местной почве. Значительная роль в развитии общей культуры народа Беларуси принадлежит представителям традиционных религий.
Взаимоотношения двух основных религий Беларуси - православия и католицизма носили, как правило, толерантный характер. Православный народ Беларуси до Брестской церковной унии 1596 г. составлял доминирующее конфессиональное большинство и значительно преобладал по численности над местными католиками, иудеями, мусульманами, протестантами. В 17-19 вв. православные насильственно переводились в униатство, во многом воспринявшее православные традиции, церковные ритуалы и использующее в культовой практике церковно-славянский и живой народный язык. В конце 18 в. униаты составляли до 70% всех жителей Беларуси, католики - около 15%, православные - 6%, иудеи - 7%, протестанты и другие - около 2%.
В 1839 г. уния на землях Беларуси (также Литвы и большей части Украины) была ликвидирована, а униатская церковь присоединена к русской православной церкви. Православное население в Беларуси вновь стало численно доминирующим (более 66% на начало 20 в.).
За последнее десятилетие (1980-1999 гг.) религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала прежде всего демократизация общественной жизни. В религии стали видеть гарантию стабильности, порядка, незыблемости духовных устоев общества, возрождение национальных традиций народа.
Религиозная деятельность всех конфессий в Беларуси особенно активизировалась с конца 1980-х гг. Об этом свидетельствуют социологические исследования. Так, в 1989 г. к числу атеистов относили себя 65% опрошенных, в 1994 г. их насчитывалось только 32% (то есть на 30% меньше). Значительно увеличилось количество верующих - с 22% до 43,4% в 1994 г. При этом религиозность среди женщин была выше, чем среди мужчин (54,6% против 33,3%). Среди старших возрастных групп доля верующих среди женщин была в 1,5-2 раза выше, чем среди мужчин. Среди молодежи склонность к религии распределилась между полами фактически равномерно. Исследования в начале 1990-х гг. показали, что среди верующих с православием отождествляет себя около 70%, с католицизмом - 15-20%, с протестантизмом - около 2%.
При поддержке властей произошли позитивные изменения в культурно-религиозной жизни национальных меньшинств. С 1992 г. в Беларуси действует Закон "О национальных меньшинствах", согласно которому государство содействует созданию материальных условий для развития образования и культуры национальных меньшинств путем выделения из государственного бюджета необходимых для этого средств. С 1994 г. в Минске действует Республиканский центр национальных культур, одной из целей которого является своеобразное моделирование в миниатюре межнациональных отношений, характерных для экономически развитых многонациональных стран Европы, Америки, Азии.
Большинство религиозных организаций способствуют межконфессиональному взаимопониманию, сохранению традиций толерантности в обществе. Взвешенная позиция государства, поиски компромиссов на пути создания гражданского общества способствуют тому, что в настоящее время государственная идеология складывается на основе общехристианских ценностей, а не на основе учения одной отдельно взятой конфессии. Межконфессиональному согласию содействует созданный в январе 1997 г. на базе Совета по делам религий при Кабинете Министров Республики Беларусь Государственный комитет по делам религий и национальностей, который выполняет функции контролирующего органа и исследовательского и координационного центра. Закон Республики Беларусь "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" прошел междуна-родную экспертизу и был признан отвечающим международным стандартам.
Православная церковь. Среди православных явно преобладают представители коренной нации - белорусы. Кроме этнических белорусов православную веру в Беларуси исповедуют также представители различных этнокультурных общностей, среди которых преобладают русские и украинцы.
С 1986 по 1999 гг. государство передало православным общинам более 350 культовых сооружений (церквей), закрытых до этого для богослужения. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. восстановлена Гомельская и основана Брестская епархиальные кафедры, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, в 1992 г. - Туровская и Витебская кафедры. Вместе с Минской все 10 епархий входят в состав основанного в 1989 г. Белорусского Экзархата Русской православной церкви. Другое официальное название Белорусского Экзархата - Белорусская православная церковь.
Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом - Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
В настоящее время в Беларуси действуют свыше 900 православных церквей, около 90 находятся в стадии строительства. В 1990-х гг. начался процесс возрождения монастырей. В 1992 г. восстановлен в Полоцке Спасо-Евфросиньевский женский монастырь. Полоцкий монастырь снова стал очагом просвещения и милосердия, каким его создала еще в 12 в. причисленная к лику святых игуменья Евфросиния. В 1999 г. в Беларуси действовало 5 мужских и 8 женских православных монастырей. 12 православных братств проводят работы по строительству и ремонту храмов, оказанию благотворительной помощи одиноким престарелым людям, уходу за больными, организации братских певчих хоров, библиотек, воскресных школ, осуществлении издательской деятельности.
Сестры милосердия (7 православных сестричеств) проводят значительную миссионерскую деятельность, ухаживают за престарелыми и одинокими людьми, больными, работают в Институте травматологии и ортопедии, детском отделении 1-й клинической больницы в Минске.
В организациях Белорусской православной церкви насчитывается более 1000 священников. Для подготовки священников с 1989 г. на базе Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря действует Минская духовная семинария. Сейчас это высшее религиозное учебное заведение, куда имеют право поступать желающие из всех бывших республик СССР. При семинарии действуют воскресная школа и регентский класс. Профессию регента и псаломщика получают также выпускники Минского и Витебского духовных училищ.
В 1993 г. при Европейском гуманитарном университете в Минске открыт богословский факультет, деканом которого является митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Кроме богословия в программу обучения входит изучение истории церквей и христианских конфессий, педагогика, психология, литература, искусство. Изучаются также 2 современных зарубежных и 4 древних языка.
Римско-католическая церковь. Римско-католическая церковь относится к числу традиционных религий в Беларуси. Католицизм начал активно распространяться на землях Беларуси с конца 14 в. В 1830-е гг. до начала 20 в. и в 1920-1980 гг. католическая церковь подвергалась преследованиям и дискриминации со стороны царских, а потом - советских властей. Позитивные перемены в отношении к католикам Беларуси (а также и к верующим других религий) начались с 1988 г., когда началась регистрация ранее закрытых властями парафий (общин) и организация новых. Сейчас в Республике Беларусь зарегистрировано более 400 римско-католических общин, около половины которых приходится на Гродненскую область с польским населением. В приходах Беларуси служат свыше 200 ксендзов (более половины из которых являются гражданами Польши). За 1988-1997 гг. римско-католической церкви были возвращены 192 храма. За последние годы около 60 костелов реставрированы и функционируют. Всего в Беларуси в настоящее время зарегистрированы общины около 26 различных конфессиональных направлений. Подавляющее большинство верующих — христиане: православные, католики и протестанты. За последние десятилетия наблюдается существенный рост количества всех христианских общин почти в одинаковых пропорциях. Так, с 1970 по 1999г, количество православных общин возросло в 3 раза; католических и протестантских — более чем в 3 раза Важным событием в жизни римско-католической церкви на Беларуси явилось восстановление кафедрального костела в Минске в 1994-1997 гг., которое проводили польские реставраторы в содружестве с белорусскими специалистами. Рост количества католических общин за последнее десятилетие обусловил реорганизацию структуры управления римско-католической церкви в Беларуси. В 1991 г. с благословления Папы в Беларуси были созданы 3 епархии - Гродненская, Пинская и Минско-Могилевская. В 1999 г. образована Конференция католических епископов в Беларуси, которую возглавляет кардинал К. Свёнтэк. Минско-Могилевская епархия охватывает восточные регионы Беларуси, где католическая церковь оказывается под значительным влиянием местных этнических особенностей и поэтому в меньшей степени, чем в западных регионах, выступает носителем польской культуры и самосознания. С целью активизации и координации деятельности всех приходов с 1996 г. проводятся сессии Синода римско-католической церкви в Беларуси.
Многие католические храмы Беларуси в последние годы возродили свою былую славу религиозных центров и мест паломничества. К ним относится, например, костел бернардинцев 16 в. в поселке Будслав Мядельского района Минской области, где находится чудотворная икона Божией Матери. В 1995 г. Папа Иоанн Павел II издал декрет о коронации Будславской, а также Брестской и Логишинской икон Божией матери. Торжественные коронации икон состоялись в 1996 г. в Логишине Брестской области и Бресте, в 1998 г. - в Будславе.
Многие католические храмы Беларуси - центры не только религиозной, но и культурно-просветительской жизни. Одним из таких центров стал костел св. Симона и Елены в Минске. При храме функционирует воскресная школа для детей и взрослых, молодежное общество "Свет жизни", которое зарегистрированно как религиозные организации . Костелом основан католический журнал "Вера и жизнь" , действует католическое "Христианское общество милосердия", которые также являются религиозными организациями.

Протестантские церкви. Численность протестантских общин увеличивается с каждым годом. Особенно значительное количество их зарегистрировано в Полесье (южные районы Брестской, Гомельской и частично Минской областей). Зона устойчивого влияния протестантизма расширяется с запада на восток . Сейчас в Республике Беларусь зарегистрировано 838 протестантских общин, из которых 50% составляют христиане веры евангельской (ХВЕ) или “пятидесятники”, около 40% — евангельские христиане – баптисты (ЕХБ). Наибольшая концентрация их общин приходится на Брестскую и Минскую области. Конфессиональное течение ХВЕ образовалось в Беларуси с 1988 года, после выхода Союза ЕХБ. Благодаря этому обстоятельству, ХВЕ, которые ранее регистрировались только в составе ЕХБ, в настоящее время имеют собственную организационную структуру, а по количеству роста последователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организаций нашей республики . Союз ЕХБ в Беларуси возглавляет А. Фирисюк. Существуют также автономные общины ЕХБ. Союз ХВЕ в Беларуси возглавляет С. Хомич. Функционируют также автономные общины ХВЕ (пятидесятников) и общины пятидесятников, ориентированные на течение “евангельских христиан в духе апостолов”. Зарегистрированы в настоящее время в Республике Беларусь и такие ответвления протестантизма, как Белорусская конференция Адвентистов седьмого дня (45 общин, президент И. Островский), Христиане Полного Евангелия (50 общин, председатель А. Сакович). В настоящее время легализована деятельность ранее запрещенного конфессионального объединения иеговистов. Остальные протестантские течения, представленные в настоящее время в Беларуси, сравнительно малочисленны. Это – религиозное объединение Новоапостольской церкви, общины Церкви Христовой, Мессианского служения, Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней (мормоны). Большинство этих протестантских общин находится в Минске и крупных городах. . Направления протестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с 16 в. В настоящее время зарегистрированы две лютеранские общины в Гродно и по одной в Минске и Витебске. Большинство верующих составляют этнические немцы. С 16 в. эта вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии вместе с немецкими купцами, ремесленниками, учеными-богословами, военнослужащими. Во времена Реформации и позже учение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) и сохранилось в основном среди немецкого (частично латышского, литовского и польского) населения Беларуси.
Достаточно активно в настоящее время в Беларуси распространяются различные современные протестантские христианские учения. Модернистская направленность в отношении догматики, культа, обрядности способствует довольно широкому восприятию идей протестантизма как идеологии современности, позволяющей адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. За последнее десятилетие количество протестантских течений в Беларуси увеличилось в 5 раз - с 3 до 15, число общин - в 3 раза. Там, где традиционные религии в силу определенных политических и исторических причин ослабили свое влияние, возникает широкое поле для миссионерской деятельности протестантских проповедников. За последние десятилетия поле миссионерской деятельности протестантов стало смещаться в восточные области Беларуси, наиболее пострадавшие от "всеобщего атеизма" в советское время.
В 1999 г. в Беларуси зарегистрировано 838 протестантских общин, из которых 50% составляют христиане веры евангельской (ХВЕ), или "пятидесятники", около 40% - евангельские христиане-баптисты (ЕХБ).
Униатство. К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство (синонимы - "греко-латинская", "греко-католическая", "православно-католическая", "белорусская" вера). В 1596 г. в Бресте на церковном соборе была официально провозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унии православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством римского папы. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядности православной церкви, однако признавали верховенство римского папы и некоторые католические символы веры, пытались придать ей специфический национально-культурный характер. Деятельность униатской церкви в Беларуси и восточных областях Литвы и Украины была запрещена царскими властями в 1839 г. на церковном соборе в г. Полоцке, однако долгое время униатство сохранялось среди украинского населения западных областей Украины и смежных районов Польши, Словакии, Румынии, Венгрии. Для новых потестантских напрвлений характерно представительство несколькими религиозныим организациями .
В Беларуси униатство возродилось в конце 1980-х гг. Небольшие группы униатов стали объединяться и регистрироваться общинами с 1989 г. В отличие от многих других конфессий Беларуси униатская церковь не имеет широкой поддержки из-за рубежа или значительной части населения республики. В 1999 г. зарегистрировано 13 униатских общин (9 - в 1994 г.).
Иудаизм. Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в 9-13 вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину 17 - 1-ю половину 18 в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е гг. несколько тормозится процессом постоянной эмиграции (соответственно и сокращением численности еврейского населения в Беларуси), а также внутренним религиозным расколом. С 1997 г. в Беларуси действуют 13 общин ортодоксального и 8 общин прогрессивного иудаизма. Руководство последних пополняется в основном молодежью и интеллигенцией, которые, обладая высоким уровнем еврейского национального самосознания, не склонны к конфессиональной изоляции, социально мобильны и активны.
Ислам. Ислам в Беларуси распространился в 14-16 вв. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с 14 в. татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты. К концу 16 в. в Беларуси и Литве осело более 100 тыс. человек татарского населения, включая принятых на службу, добровольно переселившихся, военнопленных и пр.
Вероисповедание местных татар относится к суннитскому толку ислама.
Большинство белорусских татар (и особенно молодежь) не очень хорошо знают каноны традиционной веры, конфессионально нейтральны и склонны к религиозной толерантности. Культурно-религиозная элита татар с симпатией относится к идее белорусского национального возрождения и принимает в этом процессе непосредственное участие.
Новые религиозные направления. На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны, бахаи. Между прочим, супердемократичные европейские государства на заседании Совета Европы в декабре 1999 года приняли однозначное решение: рекомендовать каждому правительству самостоятельно решать вопрос о запрете на деятельность неокультов. Этим правом уже воспользовались Франция, Нидерланды и другие страны. А мы все раздумываем и боимся показаться ортодоксальными. . Судя по росту общин, по количеству верующих в последние годы, преимущество в этом процессе остается за православной церковью. Нетрадиционные религиозные течения (секты) -неканонические, вневероисповедальные религиозные общины, развивающиеся вне официальных, институциональных религиозных рамок в данном регионе и, как прав.ило, привнесенные извне.

Таким образом , в условиях растущей религиозности , перед органами государственного управления встала новая задача - оградитиь духовную сферу жизни белорусскргр общества от влияния диструктивных рклигиозных организаций , которые ведут пропоганду насилия ( сатанисты ) , обманным путем завладевают гражданами и их имуществом (Семья Любви , Ахмадиа ).Механизм вовлечения и удержания человека в секте, в общем-то, одинаков для всех из них. Во время первых встреч вы не узнаете ни их истинных намерений, ни отношения к традиционным религиям. Новичка окружают заботой и вниманием так, чтобы он ощутил искреннюю заинтересованность в решении волнующих его проблем и сомнений. Агрессивность воздействия нарастает постепенно: практикуется подавление воли с помощью гипноза, психотропных и наркотических средств, кодирования, используются различные восточные, медитационные, трансовые технологии ) , Также диструкти вные организации нарушают систематически законодательство Республики Беларусь , Только за прошлый год в Минске на руководителей ряда неокультовых организаций составлено около 40 протоколов о различных правонарушениях. В течение двух последних лет запрещена деятельность четырех псевдорелигиозных сект -- "Белого братства", "Аум Синрике„", "Семьи любви", "Ахмадиа"."Дети Бога", "Церковь объединения", "Единая вера", "Общество единства духовных культур "Возрождение" и другие красивые названия скрывают в себе оккультно-мистические теории и деструктивное влияние на сознание человека .

Церковь Саентологии в Беларуси входит в официальный список десяти деструктивных и тоталитарных религиозных направлений и соседствует там с сатанизмом, "Белым братством" и "Аум Сенрике". Данный документ с перечислением тоталитарных сект носит скорее консультативный характер, чем законодательный. Иными словами, чтобы окончательно объявить данное религиозное течение вне закона на территории республики, необходимо соответствующее заключение экспертного совета при Госкомитете по делам религий и национальностей при Совете Министров , что и было сделано в соответсвии с процессу3альным законодатеством . В Беларуси саентологи уже года полтора пытаются легализовать свою деятельность и зарегистрироваться как религиозная организация. А для этого необходимо по крайней мере пройти регистрацию нескольким общинам, по ходатайству которых впоследствии и возможна регистрация новой конфессии. Саянтологи являются сектой . Секта - это один из типов религиозного объединения, возникающего как оппозиция по отношению к тем или иным религиозным направлениям . многие нетрадиционные секты не имеют института церкви. Им свойственны такие формы организации, как центры, миссии, колонии, коммуны, "семьи", ашрамы (обитель). При отправлении религиозных обрядов, у них отсутствует традиционное церковное богослужение, проводимое священнослужителями. В культовой практике принимают участие все верующие. От них требуется усердное усвоение своего вероучения, но особый акцент делается на практической деятельности (миссионерская работа, пополнение бюджета религиозной организации, "совершенствование" личности и образа жизни в соответствии с предлагаемыми канонами) .Сектантство - это всегда своеобразный протест, оппозиция устоявшейся мировой религии или церкви. За протест против господствующей религии сектантство на разных исторических этапах своего развития преследовалось и государством, и церковью. Ожесточенная борьба шла и между различными сектами. Все это повлияло на организационные особенности сектантства и психологию его приверженцев. Поэтому, характеризуя сектантство, можно отметить некоторые его характерные черты :

- претензии на исключительность вероучения, культа, организации;

- самоизоляция, замкнутость внутри религиозных общин:

- отказ от многих сторон общественной жизни;

- формирование у своих членов психологии избранности и непримиримого отношения к инакомыслящим;

- соблюдение строгой дисциплины и выполнение всех предписаний секты
Община в Борисове подала заявку на регистрацию, но так как данное религиозное обединение является по заклбчению экспертног совета при Госсударственном комитете по делам религий и национальностей . Однако саентологи никак не моглиподготовить все необходимые документы для религиоведческой экспертизы Но начали деятельность .Сложилась сложная ситуация . По крайней мере литература и основы вероучения, представленные саентологами, касались только начальных ступеней посвящения в тайны о Саентологии. А этого для полноценной религиоведческой экспертизы явно недостаточно.Данная прблема экпертизы деятельности диструктивной религиозной организации нуждается в глубокой , детальной правовой разработке и и урегулировании процессуальных вопросов взаимодесвия разных органов государственной власти ,что позволит более эффективно осуществлять котроль за законностью деятельности религиозных организаций . На методическом уровне данная проблема урегулирована :
брошюра "Неокультовые объединения в Беларуси", подготовленная экспертным советом Госкомитета по делам религий и национальностей, издана тиражом всего в 500 экземпляров и разослана по исполкомам в целях недопущения регистпации на местах диструктивных религиозных организаций и доведения до сведения местного населения об опасности . Примером таму может служить пубикация данной брошуры в региональной прессе («Ивацевичский Вестник» , печатный орган местного самоуправления и т.д.)

Религиозные и общественные объединения, деятельность которых на территории Республики Беларусь признана деструктивной :

-- Церковь Сатаны (дьяволомания); Великое белое братство (ЮСМАЛОС).

. --Богородичный центр (Марианское движение церкви Белой святой Руси).

. --Церковь учеников Иисуса Христа.

. --Семья (Дети бога).

. --Церковь объединения (церковь Муна).

. --Церковь Последнего завета (Виссарион).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 142
Бесплатно скачать Курсовая работа: Административная процедура регистрации религиозных организаций