Курсовая работа: Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций
Студентка II курса Касьянчик А.И.
ГУП-1
Руководитель Тагунов Д.Е.
Минск-2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Религиозные организации: понятие, признаки, виды
2. Органы государственного управления, регулирующие деятельность религиозных организаций
2.1 Общая характеристика органов, регулирующих деятельность религиозных организаций
2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей
2.3 Отдел по делам религий
2.4 Назначение и функции Экспертного Совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Общественно-политическое и социально-экономическое развитие Республики Беларусь после распада СССР повлекло за собой коренные изменения в государственном и политическом устройстве страны, оказало существенное влияние на состояние отношений между государством и церковью. На смену антагонистическим отношениям между этими двумя институтами пришла политика конструктивного диалога и взаимной поддержки.
Новая религиозная ситуация, сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени и обусловленная ростом религиозности населения, предусматривает значительную демократизацию курса конфессиональной политики Республики Беларусь. С одной стороны наблюдается укрепление конфессиональной структуры, а с другой - происходит появление в исторически сформировавшемся конфессиональном пространстве новых субъектов, не укорененных в Республике Беларусь, но претендующих на лидерство в духовной сфере. Как результат, религиозная жизнь в Республики Беларусь в последнее время развивается достаточно противоречиво.
В обществе начало все более укрепляться осознание необходимости совершенствования системы государственного управления в сфере государственно-конфессиональных отношений и изменений законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях в сторону более эффективного сотрудничества государства с исторически традиционными конфессиями и создания эффективного механизма регулирования деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь.
Целью данной работы является изучение механизма административно-правового регулирования деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь, анализ его эффективности и поиск новых путей его функционирования.
1. Религиозные организации: понятие, признаки, виды
Для современной религиозной ситуации в Республике Беларусь характерно неоднородность конфессиональной сферы, многообразие религиозных организаций. Новая религиозная ситуация, сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени обусловлена ростом религиозности населения и значительной демократизацией курса конфессиональной политики Республики Беларусь. [6, c.82-83]
Религиозные организации являются специфическим институтом гражданского общества, поскольку их деятельность воздействует на формирование ценностных ориентаций личности – с одной стороны, а с другой – они являются своеобразным посредником во взаимодействии государства и личности.[1, c.228]
В научной литературе религиозную организацию определяют как объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов, традиций и обычаев, сообщество людей со схожими ценностными ориентациями, которые совместно реализуют общую жизненную программу. Функции религиозных организаций состоит в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности данного объединения [ 18, c. 88 – 89].
Особенностями религиозных организаций являются устойчивость даже при анонимном членстве в них, отсутствуем процедуры оформления членства. Большинство из них относится к так называемым внешнеорганизованным сообществам: они создаются по инициативе граждан, нередко у них имеется своеобразное штатное расписание, определяющее структуру и иерархию. Почти все они имеют внутреннюю организацию, определяемую схожими ценностями, стереотипами мышления и поведения, личностно-психологическими отношениями. В религиозной организации, как и в любой другой, довольно четко различаются управляющие и управляемые подсистемы, формальная и неформальная иерархия. Сохранение ее внутренней структуры обеспечивается руководством, нормами соответствующего религиозного права к религиозной морали.
Эффективность функционирования религиозной организации обусловлена теми же факторами, что и эффективность любого другого подобного светского образования: внутренней структурой, типом руководства, компетентностью руководителей, внешними и внутренними взаимоотношениями. Определенный отпечаток на функционирование религиозной организации накладывает конфессиональная принадлежность, местные традиции, конкретные исторические обстоятельства [21, с. 38-42].
Обеспечение юридического равенства религий перед законом с одновременным учетом их культурно-исторической неравнозначности создает правовые основы сотрудничества государства с традиционными христианскими конфессиями. В то же время это позволяет ограничить экспансию деструктивных религиозных организаций, появившихся на территории постсоветских государств [10, с. 228].
Из данного принципа вытекает классификация религиозных организаций по степени их исторической принадлежности к данному государству.
Традиционные конфессии – это религиозные объединения, исторически связанные с народом, проживающим на конкретной территории, и повлиявшие на становление и развитие его государственности. В Республике Беларусь такими религиозными организациями являются Белорусская православная церковь, Римско-католическая церковь, Греко-римская церковь, иудаизм, мусульманство.
Вероисповедания, обладающие признаками религии, но не являющиеся традиционными для конкретной страны и не признанные в установленном законодателем порядке деструктивными, являются нетрадиционными. В Республике Беларусь такими организациями являются различные формы протестантизма, бахаисты, кришнаиты.
Деструктивными являются такие общественные и религиозные организации и сообщества, деятельность которых признана наносящей вред нравственности, психическому здоровью народа или безопасности государства. Деструктивные вероучения и деятельность деструктивных религиозных организаций запрещаются законом [16, с. 14 – 15].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--