Курсовая работа: Административно-правовые нормы
Содержание
Введение
1. Административно-правовые нормы: понятие, особенности
2. Классификация аминистративно-правовых норм
3. Реализация административно-правовых норм
4. Формы выражения административно-правовых норм
Заключение
Библиографический список
Введение
Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и повседневной жизни. Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения.
Сущность и социальное назначение административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли и позволяют определить ее место в правовой системе России.
Данная курсовая работа нацелена на то, чтобы рассматреть сущность и назначение административно-правовых норм.
Предметом исследования работы являются правовые нормы административного права. Объктом исследования – правовые нормы.
При написании работы использовалась различная литература, в частности: нормативные акты, периодическая литература, а также учебники и учебные пособия.
Следует подчеркнуть, что почти все авторы, основательно занимавшиеся административным правом, исследовали административно-правовые нормы и отношения, причем интерес этот нe ослабевает. Разумеется, это нe случайно, поскольку именно в данной проблематике во многом проявляется сложная гамма взаимоотношений и связей, складывающихся в области административного права. В литературе существуют различные взгляды, подходы к проблемам развития административно-правовой науки, в которых отражена специфика позиций, критериев и на которые опираются авторы. Среди активно занимавшихся и занимающихся этой проблемой назовем Ю.М. Козлова, Б. М, Лазарева, В.М. Манохина, Г И. Петрова и др. Из названных авторов, по нашему мнению, значительное внимание рассматриваемой проблеме уделил Ю.М. Козлов, труды которого выходят далеко за рамки учебных изданий. При этом надо отметить, что нe все положения Ю.М. Козлова воспринимаются как бесспорные, некоторые имеют дискуссионный характер. Именно с этим мы и попробуем разобраться.
1. Административно-правовые нормы: понятие, особенности
Административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного права в определенные укрупненные группы, образующие административноправовые институты, например, институты административной ответственности, государственной службы, форм исполнительной деятельности и др.
Начинаем анализ проблемы с характеристики первичной клеточки, своеобразного фундамента административного права – с рассмотрения понятия, структуры и других элементов административно-правовой нормы. В юридической литературе существуют разные варианты определения административно-правовой нормы.
Кратко охарактеризуем их, а затем сформулируем собственное определение административно-правовой нормы, разберем вопросы структуры, видов и реализации административно-правовых норм.
Профессор Ю.М. Козлов полагает, что «административно-правовую норму можно определить как устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти (в широком смысле) государственного управления»[1] .
Профессор Б.М. Лазарев: «Норма… административного права есть установленное… государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управления и реализация которого, как и норм других отраслей права, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства».
ПpoфeccopВ.М. Манохин: «…нормы административного права есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения участников государственного управления».
Д.М. Овсянко: «Административно-правовая норма есть установленное или санкционированное государством (Федеральным Собранием Российской Федерации, органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти) правило поведения с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти (государственного управления)».
Выделим некоторые характерные черты, присущие административноправовой норме.
Прежде всего, большая часть норм административного права носит императивный (повелительный) характер. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность, в том числе нередко на основе норм административного права. В то же время, например, в КоАП РФ среди норм административного права значительный удельный вес имеют нормы о поощрении за хорошую работу, добросовестное выполнение своего долга. В литературе отмечается: нормы административного права определяют границы рекомендуемого или допускаемого должного поведения людей, деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц; устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления.
Профессор Ю.М. Козлов более развернуто характеризует административно-правовые нормы. По его мнению, административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования всей системы исполнительной власти (как государственного управления в целом, так и его отдельных звеньев, рационального их взаимодействия); определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций. Административно-правовые нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности. Выделяется также вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества). Любая правовая норма есть акт правотворчества, и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия пo самостоятельному установлению правовых норм, т.е. правотворчеству.
Исходя из имеющихся определений и основываясь на вышеприведенных соображениях, касающихся характеристики административно-правовых норм, мы пришли к выводу, что нам наиболее близко следующее определение административно-правовой нормы: это санкционированное государством и поддерживаемое в случае необходимости его принудительной силой правило поведения (на этом моменте сходится большинство авторов определений), предназначением и непосредственными целями которого являются регулирование общественных отношений в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, их связей с исполнительной властью, контроля за ее деятельностью и ответственности указанное власти перед обществом и гражданином. Это в известной мере условное определение, возможны и другие варианты.
Структура административно-правовой нормы – это ее внутреннее строение, состав. В этом смысле в структуре различаются гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых следует и можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими факторами. Они порождают, изменяют или прекращают административные правоотношения. Например, Закон о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что граждане РФ, достигшие 18 лет, обязаны встать на воинский учет.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--