Курсовая работа: Адмнистративно-правовые нормы в современном российском праве
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и особенности административно-правовых норм 5
1.1. Понятие нормы права 5
1.2. Понятие административно-правовых норм 6
1.3. Особенности административно-правовых норм 8
2. Виды административно-правовых норм 11
3. Административно-правовые нормы в российском праве. 14
3.1. Реализация административно-правовых норм. 14
3.2. Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по круг лиц. 15
3.3. Формы выражения административно-правовых норм. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент времени в России проходит этап становления. Становления, преобразования всех сфер жизни. Для этого необходима прочная, справедливая и действующая правовая база. Переход от тоталитаризма к правовому государству обусловлен изменением системы и содержания права, органов государственной власти. Которые получат большую свободу, но одновременно и большую подотчетность обществу.
Административное право представляет собой одну из важнейших отраслей системы права России. Первоначальной единицей, кирпичиком административного права являются административно-правовые нормы.
Термин «норма» не однозначен. С его помощью, во-первых, обозначаются определенные статистические закономерности, существующие в природе и обществе. Эти нормы отражают объективную реальность вокруг нас. Во-вторых, термином «норма» обозначают правило поведения людей в обществе, которые создаются людьми, их социальными институтами или стихийно складываются в ходе общения людей в процессе совместного существования и совместной деятельности и имеют цель регулировать отношения между людьми. Нормы административного права понимаются именно в последнем значении.
Сами административные нормы являются одними из важнейших норм в праве, т.к. в них содержатся правила поведения, связанные как с государством, так и с обществом. Взаимоотношения властных подразделений, институтов государства, взаимоотношения граждан с органами государственной власти, исполнение последними своих обязательств. Это и многое другое содержится именно в административно-правовых нормах. Административно-правовые нормы – неотъемлемая часть права, т.к. во многом регламентируют работу органов, обладающих государственно-властными полномочиями, они необходимы для нормального, полноценного функционирования общества и государства в целом. Существует множество различных норм, каждая из которых регламентирует свою область.
Цель курсовой работы – показать все многообразие административно-правовых норм, способность государства реализовать на практике и выявить некоторые проблемы, связанные с действием и существованием административно-правовых норм.
В учебной литературе по административному праву дается описание, классификация правовых норм, их действие и реализация на практике, а также проблемы, связанные с несовершенством системы права и рычагов государственного управления.
1. Понятие и особенности административно-правовых норм
1.1. Понятие нормы права
Норма права – это установленное или санкционированное государством (публичной властью) общее правило поведения, регулирующее определенный вид общественных отношений и носящих обязательный характер. [Ар. стр. 38].
Вообще, норма права – это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения и из этого понятия можно выделить следующие признаки нормы права:
1. Норма права является социально-волевым правилом поведения. В нем выражено веление и воля государства.
2. Это общеобязательное правило поведения. Норма права носит общий характер, относится не к конкретному субъекту, а ко всем гражданам государства.
3. Это регулятор общественных отношений, которые проявляются в поведении, в действиях людей.
4. Они формально определены. Эта определенность состоит в том, что они точно, четко, определенно описывают обстоятельства, на которые они распространяются, четко и определенно фиксируют юридические последствия.
5. Принудительность норм – наиболее специфическое свойство, отличающее эти нормы от иных социальных норм. Соблюдение норм права обеспечивается возможностью государственного принуждения, причем только правового.
Каждая норма характеризуется четкой структурой. Это связано с тем, что норма права может оказывать свое регулирующие воздействие лишь в том случае, если она определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его воплощения в жизнь и мерами принуждения, применяемыми за несоблюдение этого правила. Структуру правовой нормы составляют следующие элементы: гипотеза, санкция и диспозиция.
Гипотеза – это часть правовой нормы, определяющая условия ее применения и круг адресатов. Например, ст. 56 Конституции РФ: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с ФКЗ».
Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая правило поведения общего характера, т.е. права, обязанности или запреты.
Санкция – это часть правовой нормы, указывающая на меры принуждения, применяемые за несоблюдение данной нормы. Например, ст. 8.20 Кодекса об административных правонарушениях: «Погрузка, выгрузка или перегрузка на континентальном шельфе и(или) в исключительной экономической зоне РФ добытых минеральных и(или) живых ресурсов без разрешения, если такое разрешение обязательно, - влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости минеральных и(или) живых ресурсов и т.д.».
1.2. Понятие административно-правовых норм
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--