Курсовая работа: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

Введение

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой.

Устное народное творчество – это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы.

Глава 1.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Устное народное творчество – это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы. (сказал Ривароль А.) Что может быть наиболее выразительным, ёмким, чем народная мудрость?! Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.Отбирая художественный материал необходимо, чтобы он имел познавательную и эстетическую ценность, то есть должен быть таким, чтобы при анализе его, школьники могли приобретать знания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетические чувства, связанные с художественно-образным познанием действительности.Например: в курсе "Ботаника" можно широко использовать загадки, сказки, пословицы. Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Что же такое загадки?

Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:

1. Беленькая нитка загуляла прытко,

Под землёй ходила, землю шила, шила.

А потом снаружи заплелась потуже.

Заплелась в моточек, завилась в клубочек.

2. Пока молода – она седа

Как постарела, так почернела.

При изучении темы "Прорастание семян" создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:

· "Весной день год кормит".

· "День прозевал – урожай потерял.

· "Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок".

· "С агротехникой лад – урожай богат".

В 5 классе при обобщении темы "Вода. Значение воды в природе."

Можно использовать стихи, пословицы.

Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала. А также побуждает учащихся к творческой деятельности, активизирует познавательную деятельность. В ответ на такие уроки появляются стихи, сказки, загадки, сочинённые детьми. Например: ученица 7 класса придумала загадки – стихи к теме "Биоценозы", которые я использую теперь при повторении.

1. Медведь в тайге рос, тайга – естественный (биоценоз)

2. Хоть щеночек наш и мал, у него есть территория (ареал)

3. Пете от родителей досталась ответственность,

4. Это понятно, это (наследственность)

5. Пыльцеед не любит хлеб.

6. Ему нравится пыльца

7. А зовут его (оса)

8. Спуск в этот биоценоз крут, а биоценоз называется (пруд)

9. Нелегко зайцу вкусная трава далась,

10. Это прямая пищевая (связь)

Для закрепления изученного материала можно использоватьи такую загадку:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 322
Бесплатно скачать Курсовая работа: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии