Курсовая работа: Активизация восприятия музыки детьми начальной школы через использование приема пластического ин

Выполнила: студентка

42 группы Сутыгина О.

2008 г.

Оглавление.

Введение 3

Глава I . Роль пластического интонирования в активизации восприятия музыки детьми начальной школы. 5

1.1 Особенности восприятия музыки младшими школьниками. 5

1.2 Связь музыкальной интонации и движения. 8

1.3 Пластическое интонирование. 9

Глава II . Практическая часть (констатирующий эксперимент). 13

Заключение 15

Библиография 16

Приложение I

Введение

Современный городской человек живет в искусственной звуковой среде: шум транспорта, предприятий, звучащая отовсюду музыка и другие неприродные звуки. Поэтому он поневоле развил в себе способность сопротивляться звучащей среде, воспринимая ее как звуковой фон (не придавая ей значения). В нашей речи даже появился термин «фоновая музыка». Все это естественно касается и наших детей. Педагоги, работающие в школе, отмечают, что дети часто слушая музыку, не слышат ее. Удивительная способность музыки овладевать вниманием человека, магически отключать его от реальности окружающей ситуации, оказалась «стерта». В связи с этим, остро встал вопрос о том, чтобы вновь научить людей слышать и адекватно воспринимать музыку.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования способностей к восприятию музыки, так как характеризуется высокой чувствительностью нервной системы, эмоциональной отзывчивостью. В этом возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию музыки. Важно не упустить эту благоприятную возможность, так как компенсировать этот пробел в позднем возрасте не всегда возможно.

Наиболее близкими для детей являются те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо, по словам И.Г. Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». Тем самым объект познания (музыкальное искусство) приближается к человеку. Поэтому формирование музыкального восприятия должно опираться на активные, деятельные формы работы. Именно к таким активным формам работы относится пластическое интонирование.

Таким образом, объектом нашего исследования является процесс активизации восприятия музыки детьми младшего школьного возраста.

Предмет исследования – нахождение связей и взаимоотношений между использованием приема пластического интонирования и активизацией процесса восприятия музыки детьми.

В результате нами была выдвинута следующая гипотеза – если применять на уроках музыки прием пластического интонирования, то можно ожидать, что восприятие музыки детьми станет более глубоким и осознанным.

Цель работы – выявить, каковы возможности и система использования пластического интонирования в формировании активного восприятия музыки детьми младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2. Выявить и обосновать целесообразность использования пластического интонирования в развитии у детей способности к восприятию музыки.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ педагогической и психологической литературы.

2. Наблюдение за детьми по специально разработанной программе.


Глава I . Роль пластического интонирования в активизации восприятия музыки детьми начальной школы.

1.1 Особенности восприятия музыки младшими школьниками.

«Восприятие эстетическое (художественное) – вид эстетической деятельности, выражающейся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которая сопровождается эстетическим переживанием».[1]

Музыкальное восприятие – это, прежде всего слушание и слышание музыки, то есть осознание, понимание услышанного.

Как добиться у детей осознанного слушания музыки понимания ее содержания? Прежде всего, необходимо обратиться к особенностям восприятия музыки детьми.

Как дети воспринимают музыку, что они при этом слышат, переживают, о чем думают? Отвечая на этот вопрос, исследователи традиционно выделяют два уровня восприятия музыки: сенсорный и эмоционально-семантический.

Сенсорный уровень предполагает анализ элементарных качеств музыкальных звуков (высоты, длительности, громкости, тембра) и их взаимодействий между собой.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 354
Бесплатно скачать Курсовая работа: Активизация восприятия музыки детьми начальной школы через использование приема пластического ин