Курсовая работа: Анализ формирования эмпатии у студентов
Содержание
Введение
1. Теоретические подходы к проблеме формирования эмпатии в психологической литературе
1.1 Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Чувство эмпатии и социализация личности
1.3 Роль эмпатии в профессиональной адаптации студентов ВУЗа
2. Экспериментальное изучение сформированности эмпатии студентов различных специальностей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Профессиональному самоопределению личности в последние годы уделяется все большее внимание. Основные причины этого связаны с расширением сфер мобильности личности: профессиональной, социальной и политической, где профессиональная сфера является основой. Это определяет необходимость изучения социальных ориентации и факторов, влияющих на профессиональное самоопределение, успешное осуществление деятельности, а также выбор последующей специализации в рамках конкретной специальности.
Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности.
Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Студенты, благоприятно пережившие кризисы профессионального обучения становятся прекрасными специалистами, и это очевидно, поскольку в конфликте мотивов обучения побеждает мотив профессионализации, со всеми вытекающими из этого следствиями, связанными со спецификой волевого акта.
Актуальность данной работы определяется практической потребностью усовершенствования системы отбора и подготовки будущих специалистов. Особенно актуальна эта проблема в профессиональном становлении студентов, так как именно в этот период продолжают развиваться эмпатийные отношения к человеку, и мотивируется профессиональное самоопределение.
Одним из профессионально-значимых свойств, необходимых для успешного осуществления межличностного взаимодействия, является эмпатия. Выявление закономерностей развития эмпатийных свойств выпускников вузов выступает как условие эффективной профессиональной социализации.
Основная идея гуманизма заключается в том, что человек является наивысшей ценностью. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою индивидуальность, она становиться более чувствительной и способной принять уникальность других. Следовательно, развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку эмоционально откликаться на чувства другого человека, соединиться с миром людей и не ощущать одиночества.
Огромная значимость эмоциональных отношений между людьми делает их предметом самого пристального внимания со стороны различных наук: философии, психологии, социологии, педагогики, литературоведения.
Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, К. Роджерс и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Л.П. Выговская, Т.Е. Конникова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, Ю.А. Менджерицкая, Е.Ф. Субботский, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.).
Цель работы: провести анализ сформированности эмпатии студентов различных специальностей.
Задачи:
Изучить литературу по проблеме исследования;
Подобрать диагностические методики;
Провести исследование, обработать результаты и сделать вывод;
Разработать рекомендации.
Объект исследования - личность студента.
Предмет исследования – эмпатия как личностное качество студента.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что эмпатия по степени выраженности и видам отличается у студентов разных специальностей.
Методы исследования:
Анализ литературы;
Тестирование;
Методы математической обработки.
База исследования: МАРГТУ, факультет управления и права, строительный, радиотехнический, и экономический факультеты.
Практическое значение работы состоит в разработке методик диагностики проявления и формирования эмпатии у студентов различных факультетов МАРГТУ.
1. Теоретические подходы к проблеме формирования эмпатии в психологической литературе
1.1 Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии
Раскрытие актуальности и научной ценности проблемы эмпатии заключается в узловом характере феномена при интерпретации сложных психологических явлений (идентификации, рефлексии, аттракции, межличностного познания и т.п.), понимание которых имеет значение для педагогической, возрастной и социальной психологии. Эмпатия как научная проблема входит в круг общих проблем становления личности, без ее осмысления сложно провести продуктивный анализ механизмов и основных свойств духовно-нравственного развития личности. Выявление ее специфики требует обращения к предварительному анализу понятия «эмпатии».
Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается – сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Во-первых, как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Термин «эмпатия» ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования [7, c.86].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--