Курсовая работа: Анализ причин межличностных конфликтов на производстве

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................................................................... 3

Глава 1.Межличностные конфликты в организации......................................................................... 5

1.1.Сущность конфликта, его типы и функции........................................................................................................... 5

1.2.Этапы развития конфликта........................................................................................................................................ 10

1.3. Наиболее типичные причины межличностных конфликтов..................................................................... 13

Глава 2.Анализ причин межличностных конфликтов на предприятии......................... 18

2.1.Анализ конфликтных ситуаций на предприятии............................................................................................. 18

2.2.Методы разрешения межличностных конфликтов......................................................................................... 25

Заключение............................................................................................................................................................................ 30

Список литературы......................................................................................................................................................... 32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Одной из главных функций управленцев и специалистов разного уровня является решение проблем через разрешение противоречий и конфликтов. Для этого требуются теоретические разработки, доведенные до уровня технологий, которые можно применять непосредственно в практике. Формирование представлений о конфликтах, адекватных социально-позитивным процессам в обществе должно основываться на теоретических разработках, не «оторванных» от реальных процессов. Практика показывает, что игнорирование таких сложных процессов как конфликты, при росте их количества, разрушительных последствий и отсутствия профессиональных знаний (методов, технологий и т.д.), способствует разрастанию, углублению и развитию социально-негативных процессов, характеризующихся доминированием иррациональных, стихийных элементов, сложно поддающихся управлению или ограничению, без жестких, насильственных методов.

В настоящее время в психологической литературе имеется достаточно большое количество работ, посвященных проблеме конфликтов. Несмотря на хорошо разработанные методы разрешения конфликтов, следует признать, что не существует единого универсального способа их урегулирования. Не следует также оценивать конфликты только как негативные явления, так как они могут содержать не только отрицательные, но и положительные функциональные свойства.

Конфликтные ситуации возникают довольно часто и могут переходить в серьезные конфликты как между руководителями и подчиненными, так и между самими подчиненными. Как показывает практика управления, часть конфликтов, относящихся к сфере производства, носит деловой характер и разрешается рациональным путем. Это подтверждается рядом исследователей (например, Гришиной Н.В). Но конфликты, носящие межличностный характер, в большинстве случаев остаются неразрешимыми. Это серьезно осложняет работу не только руководителей организации, но и самих работников.

Проблема изучения конфликтов на производстве была впервые поставлена в первой половине XX века М. Фоллет и Э. Мэйо. В конце двадцатых годов Э. Мэйо высказал идею «бесконфликтного» существования в организациях. Он считал возможным обучить администрацию предприятия определенным методам, с помощью которых можно решать конфликты мирным путем.

Представители организационной психологии (Ф. Эмери и Э. Торсрад) показали, что конфликты в организации неизбежно ведут к изменениям, которые в свою очередь порождают другие конфликты. Как считают наши отечественные психологи (Рощин С.К., Ковалев А.Г., Гришина Н.В. и др.), страшен не сам по себе конфликт, а деструктивный конфликт, приводящий к серьезному рассогласованию в работе всей организации.

Целью настоящей работы является социально-психологический анализ межличностных конфликтов на производстве и причин их вызывающих.

В задачи работы входит:

1.Определить сущность, типы, функции и стадии развития конфликта.

2.Изучить подходы к анализу межличностных конфликтов в организации.

3.Провести обследование сотрудников коммерческих предприятий Санкт-Петербурга на предмет выявления наиболее выраженных причин возникновения конфликтных ситуаций.

4.Определить возможные методы разрешения межличностных конфликтов.

Глава 1.Межличностные конфликты в организации

1.1.Сущность конфликта, его типы и функции

В литературе по конфликтам можно выделить некоторые работы, в которых наиболее полно представлены подходы к анализу конфликтов, с целью вмешательства. В них раскрываются:

- аналитическая схема исследования конфликтов[1] ;

- типология конфликтов[2] ;

- анализ развития конфликтов с точки зрения формальной структуры противоборствующих сторон[3] ;

- диагностика ситуации, в которой конфликт является катализатором формирования организационной культуры[4] ;

- анализ ситуации с точки зрения нарушения функционирования и типов отношений в организации;

- социальная диагностика ситуации, с точки зрения иерархической и многоуровневой организации практического (включенного в деятельность) сознания конфликтующих сторон[5] .

В этих работах применяются такие понятия как «анализ», «диагностика», «социальная диагностика», «типология конфликтов», «аналитическая схема исследования конфликтов». Выделим существенные характеристики таких понятий как «анализ» и «диагностика».

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 205
Бесплатно скачать Курсовая работа: Анализ причин межличностных конфликтов на производстве