Курсовая работа: Анализ проблем реформирования курса физики

Система высшего образования является бесспорным и мощным фактором социального прогресса, определяющим судьбу страны на большую перспективу. В век триумфа информационных технологий, неконтролируемого развития техногенной цивилизации, технизации человека в субстратном и функциональном аспектах роль высшего образования особенно актуализируется. Именно оно определяет качество того интеллектуального потенциала, который способен генерировать новые идеи для создания более совершенных систем управления и организации, «создавать Человека», способного осуществить прорыв в новое социальное измерение. Современный мир подходит к такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться интеллектуально-образовательным потенциалом человека и общества.

Традиционная миссия высшего образования – сбережение, развитие, распространение знаний и социального опыта различных форм путем научного исследования и интеллектуального творчества. Она касается точных, естественных, гуманитарных и общественных наук и предусматривает учет потребностей общества, его экономического, социального и культурного развития в русле крупных мировых тенденций, который прогнозируется на ближайшие годы. Она включает в себя задачу развития эндогенного потенциала человечества к усвоению и применению имеющихся и созданию новых знаний. Что касается собственно образовательной деятельности, то перед ней стоит задача профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, формирование ответственных, просвещенных и активных граждан. В связи с этим, актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что техническое образование является одной из базовых областей системы высшего профессионального образования. Его состояние оказывает решающее влияние на развитие экономического потенциала страны, рост производства и формирует образ государства на международной арене. С интенсивным развитием в России рынка труда, государственного и частного секторов экономики актуальность проблемы подготовки студентов инженерных вузов возрастает, так как политехническое образование должно гарантировать не только уровень подготовки инженеров, соответствующий международным стандартам, но и способность инженера адаптироваться к рыночной экономике. В настоящее время перед высшей школой стоит задача подготовки инженеров, обладающих знаниями, соответствующих последним достижениям научно-технического прогресса. На это направлены мероприятия по перестройке высшего и среднего специального образования в стране, главной целью которых является повышение качества подготовки специалистов.

Важным утверждением для данного исследования является то, что среди всех фундаментальных наук, определяющих современный научно-технический прогресс, физике принадлежит особая роль в подготовке выпускников высших учебных заведений к активному и деятельному участию в современном производстве. Необходимость совершенствования физического образования в высших учебных заведениях обуславливается развитием самой физики как науки, возрастанием ее роли в развитии смежных наук и культуры общества.

При этом актуальным также является аспект проблемы - взаимосвязь фундаментальной и профессиональной подготовки специалистов, профессиональной направленности общетеоретических дисциплин. В процессе изучения общетеоретических дисциплин в техническом вузе необходимо не только сообщить студентам систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом профессионально значимых умений и навыков познавательного и практического характера. В частности физика, как одна из общетеоретических дисциплин, является не только теоретико-экспериментальной наукой, но и основой техники и технологии.

§1. Историко-педагогическая динамика процесса взаимодействия физики как учебной дисциплины и технического образования в ссср

В современных теоретических и поисковых исследованиях в области методики преподавания физики для инженерных специальностей очевиден дефицит историко-педагогического знания. Это отрицательно сказывается на основательности и надежности, разрабатываемых сегодня идей и предложений педагогических наук, а также уменьшает вероятность появления действительно новых концепций обучения, в которых нуждается высшее техническое образование.

Актуальность рассмотрения исторического аспекта проблемы детерминирована, прежде всего, тем, что в течение десятилетий государство, общество, непосредственно представители педагогической науки и практики выражали неудовлетворенность качеством и уровнем эффективности функционирования системы отечественного образования в целом и каждым её структурным звеном в отдельности. Рассмотрение избранной проблемы вызвано необходимостью исторической преемственности поколений и важностью обращения к историко-педагогическому наследию, особенно в условиях вступления страны в третье тысячелетие и его первый век – «век образования» (Б.С. Гершунский, Е.Б. Захарова, В.В. Краевский и др.). Среди широкого комплекса инновационных подходов, личностно-ориентированных методик и информационных технологий особую ценность представляют те из них, с помощью которых будут подготовлены высококвалифицированные специалисты-инженеры, соответствующие требованиям современной социокультурной ситуации и учитывающие, что выпускник университета обладает особыми качествами. Одим из отличий университетского образования указал еще в XIX в. Дж. Ст. Миль – «это умение ориентироваться в поле человеческого знания, умение схватывать взаимосвязи между отдельными предметами, особый математический взгляд на вещи, который позволяет действовать с новым и неизвестным, исходя из знания целого».[1] Фактически в этой цитате выражена мысль о важной роли фундаментальной компоненты в содержании любого образования. Не составляет исключения и инженерное образование.[2] В последние годы о фундаментализации высшего инженерного образования говорят на всех уровнях, особенно через призму физического знания, т.к. физика является не только «прародительницей» большинства технических наук, но и представляет собой одну из тех немногих учебных дисциплин, которые формируют научное мышление и научное мировоззрение.

Исторически в России высшие технические школы развивались в тесной связи с естественнонаучными факультетами университетов, что гарантировало серьезную фундаментальную подготовку выпускников. Уровень высшего технического образования в России был очень высок, этот факт признавался специалистами всего мира[3] . Исследование логики исторического развития высшего технического образования в контексте педагогики показало, что высшая школа с 20-х годов ХХ века прошла три этапа становления:

- период строительства коммунизма с 1917г. - 1985г. Для данного периода характерно преобладание в системе высшего образования деятельностного подхода на фоне четко выраженной коммунистической идеологизации. Подготовка специалистов носила избыточно прагматический, утилитарный и идеологизированный характер;

- период перестройки 1985 г. - начало 90-х. В содержании высшего образования происходит отказ от коммунистической идеологии. Образовавшийся вакуум приводит к потере ценностных ориентиров в области образования, в центре которого стали находиться конкретные, необходимые для успешного ведения профессиональной деятельности, знания, умения, навыки, а не сам человек, его устремления, интересы, личностные особенности;

- современный период – с 90-х годов ХХ века. Понимание необходимости восстановления утраченной традиции сочетания развития личности и профессионального образования. Стратегию высшего технического образования составляет соответствие личности инженера современной социокультурной ситуации, т.е. человек техногенной цивилизации становится смыслом современного инженерного образования.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметились отрицательные тенденции снижения роли фундаментальной подготовки в инженерном образовании. Это выражается и в том, что с конца 50-х и до начала 90-х годов XX века объем курса физики в технических вузах уменьшился в среднем вдвое, в 90-е и последующие годы продолжалось его дальнейшее сокращение.

Так еще в середине ХХ А.Ф. Иоффе, уделяя огромное внимание проблеме подготовке молодых специалистов в Политехническом институте, выстроил четкую собственную концепцию преподавания курса физики в высшей технической школе, основные положения которой были им опубликованы еще в 1947 и 1951 гг. А.Ф. Иоффе был уверен, что физику нельзя считать только общеобразовательным предметом. Она должна обогащать и углублять специальное образование. По его мнению, для полноценного преподавания курса физики необходимо учитывать следующее:

-связь научно-исследовательской тематики кафедры физики со спецификой вуза, что привлечет к ней интерес технических кафедр и обеспечит приток аспирантов и оборудования;

- курс и учебник физики приспособить к профилю вуза или специальностей; согласовывать материал с техническими кафедрами, удовлетворять их запросы, но и давать знания по всем разделам физики, тем более актуальным в данный момент;

- кроме общего курса физики должны быть и спецкурсы, согласованные с задачами втуза; лекционный курс (порядка 120 ч) необходимо удвоить.

Изучая процесс взаимодействия физики и технического образования, целесообразно акцентировать внимание на трудах знаменитого физика и педагога советского периода И.В. Савельева. С именем И.В. Савельева связана целая эпоха в преподавании физики в технических вузах нашей страны. Он является создателем и главой оригинальной педагогической школы, фундамент которой – его широко известный трехтомный учебник по курсу общей физики для втузов. Успехи российских специалистов в области физических и технических наук в немалой степени обусловлены тем, что десятки тысяч студентов изучали общую физику по учебнику И. В. Савельева. Педагогическую деятельность в МИФИ И. В. Савельев начал в 1952 г. Под руководством и при непосредственном участии И. В. Савельева на базе факультета экспериментальной и теоретической физики МИФИ был создан факультет повышения квалификации преподавателей физики вузов. Написанный им трехтомный «Курс общей физики» для технических вузов с расширенной программой только на русском языке издавался 9 раз общим тиражом более 4 млн экземпляров.

Вообще советская физика всегда была гордостью нашей страны. Имена А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, Л.Д. Ландау и многих других вписаны в анналы мировой науки. Именно благодаря достижениям физики, Советский Союз в середине прошлого столетия вышел на передовые рубежи научно-технического прогресса. Высокий авторитет фундаментальной физики и успехи в ее практическом использовании были бы невозможны без эффективной системы взаимодействия с техническим образованием, которая реализовалась в вузах и университетах страны.

Но в последней четверти ХХ века число преподавателей, имеющих высшее образование физического профиля, упало до 40%.[4] В подавляющем большинстве технических вузов отменены вступительные экзамены по физике, и это произошло на фоне снижения уровня подготовки учащихся по физике в средней школе. Существовала и существует еще одна проблема – это Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, которые разрабатываются на основании «Требований к блоку естественнонаучных дисциплин», снижают число часов, отводимых на изучение физики до (30–40) % от рекомендованного.

В рамках реферативной работы крайне сложно раскрыть актуальную проблему взаимодействия физики и технического образования, но становится очевидным, что все перечисленные факты приводят к тому, что во второй половине ХХ века «большинство студентов технических вузов имеют дело не с физикой, а с ее профанацией».[5] Ограничение фундаментальной естественнонаучной подготовки в технических вузах привело к тому, что у дисциплин, в частности физики, не только исчезает мировоззренческий подтекст, но и приводит к серьезному снижению уровня фундаментальной подготовки студентов технических университетов и ставит под вопрос статус технического образования.

§2. Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте парадигмы фундаментальности профессионального образования в период перестройки

Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, социально-гуманитарного содержания, не составила исключения педагогическая наука. В этой области произошла весьма болезненная методолого-стратегическая ошибка смещения, а затем и замены понятий революционного и реформационного путей преобразований в советской школе перестроечного периода и в «новой» школе постсоветского периода. Стремление к революционным преобразованиям в период перестройки, представляемым как инновационные, превратило жизненно необходимый путь образовательных реформ в свою содержательную противоположность.

В условиях обострения основных социально-экономических и политических противоречий была сформулирована идея необходимости реформы советской школы в широком понимании, осуществление которой тормозилось в связи с тем, что ее реализация началась до развертывания перестройки всей общественной жизни, была попыткой перемен лишь в одной сфере – образования. Так академик Б.Т. Лихачев отмечал, что «коренная причина кризиса в образовании заключается в психической, научно-педагогической и нематериальной неподготовленности реформы. Необходимость решительных перемен в образовании была глубоко осознана и осмыслена с точки зрения новых экономических и политических, нравственных, этетических требований жизни общества к подрастающему поколению. Но реализация реформы оказалась необеспеченной с точки зрения ее содержательно-педагогического исполнения, материальной базы и организационно-мобилизационной готовности всех воспитательно-образовательных сил общества».[6]

В 80-е – 90-е годы ХХ века российская система образования также и в области физики начала давать сбои. Примитивное понимание «гуманитаризации» образования, переход страны к рынку, перераспределение ресурсов в пользу нематериальных секторов экономики привели к резкому снижению привлекательности физики и других естественных наук у молодежи. На государственном уровне активно обсуждался вопрос об объединении школьных естественнонаучных предметов в один – естествознание.

Невозможно не отметить, что в период перестройки в средней общеобразовательной школе основным принципом являлся политехнизм и соединение обучения школьников с производительным трудом на современной технической и технологической основе. Б.Т. Лихачев отмечал, что «политехнизм необходимо осуществлять с учетом требований НТР, компьютеризации как нового способа мышления, новейших технологий, тесной связи школ с передовыми предприятиями, научными учреждениями, агропромышленными государственными, колхозными, арендными, подрядными объединениями. Это обеспечивает не только современный уровень среднего образования, но и воспитания интеллектуально-развитого типа личности. Суть политехнизма - в органическом единстве общеобразовательных и политехнических знаний, в применении этих знаний на современном производстве. Научно-теоретическая сущность современного производства становится органической частью общеобразовательного знания. Политехнические сведения пронизывают естественнонаучные предметы и, наряду с этим, могут быть сконцентрированы в специальной учебной дисциплине. Кроме того, необходимо применение учащимися политехнических знаний в условиях современного производства, более глубокое постижение через производство этих знаний, формирование каждым учащимся в себе характера современного индустриального рабочего»[7] .

В этих условиях физика, как и другие фундаментальные науки, не являясь профилирующей в технических вузах, но, имеющая мировоззренческое назначение и вместе с математикой призванная формировать фундамент, являющийся основой для прикладных наук, оказалась невостребованной. Например, ни нелинейная наука, ни диссипативные открытые структуры, ни современные достижения в физике конденсированного состояния не были отражены в программах по физике для высшей школы. Лабораторная база физического практикума, за очень редким исключением, фактически пришла в негодность из-за отсутствия материальных средств на ее модернизацию. Создание методической и научно-популярной литературы, учебных пособий по физике фактически никем не контролировалось, несмотря на исключительно большие возможности современных технических средств популяризации знаний.

Уже с 90-х годов в подготовке будущих инженеров стал увеличиваться разрыв между теоретическими знаниями и практической базой из-за сокращения производственных практик. Высшая школа оказалась оторванной не только от производства, но и от настоящей науки. С падением производства все труднее стало осуществлять интеграцию образования, науки и производства. Как известно, востребованность специалистов определяется в основном их способностью быть мобильными и конкурентоспособными в условиях рыночной экономики, а уровень знаний становится важнейшим критерием компетентности. Однако в 90-е годы молодые специалисты в значительной части оказались не готовыми к созданию и использованию технологий новых поколений, не получили должных навыков применения средств автоматизации технологических процессов, проектирования и научных экспериментов, управления производством.

Таким образом, профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии.

Вместе с тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивостью профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения.[8]

Таким образом, в последней четверти ХХ века наблюдалась парадоксальная ситуация в области физического знания, которая имела специфические характерные черты. Во-первых, не учитывался высокий потенциал физики как фундаментальной науки в системе подготовки инженера. Во-вторых, в процессе обучения физике студентов технических вузов, имело место несоответствие между общеобразовательной значимостью курса физики и поставленными целями и задачами. В - третьих, отсутствие понимания физики не только как научной области, но и как элемента человеческой культуры, техносферы и сферы развития человеческого мышления.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 194
Бесплатно скачать Курсовая работа: Анализ проблем реформирования курса физики