Курсовая работа: Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня

Введение

1. Проблема развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста

1.1 Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста без речевой патологии

1.2 Особенности развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР

2. Изучение и развитие познавательных психических процессов у детей с ОНР 1 уровня

2.1 Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных психических процессов у дошкольников с ОНР

2.2 Изучение познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР 1 уровня

Заключение

Список литературы

Введение

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей, а также становлению их личностных качеств (И.Т. Власенко, Ю.А. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, В.В. Юртайкин и др.). Изучение особенностей познавательной деятельности детей с ОНР позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие. Такой подход оказывает положительное влияние на сознательное овладение детьми программным материалом, что приводит к высокой роли коррекционно-развивающего обучения. Эффективность целенаправленной педагогической работы во многом зависит от разработки научно-обоснованной системы фронтального специального обучения для групп с однородными отклонениями в речевом развитии. Специальная работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности, направленной на осмысление различных явлений окружающего мира и осознанное усвоение морфологических средств языка, их выражающих (Р.Е. Левина, 1968).

В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.). Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности познавательной деятельности и наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.

В современных программах обучения и воспитания дошкольников с ОНР в условиях специального детского сада указывается, что, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Учет дошкольного возраста как сензитивного периода в развитии познавательных психических процессов, а также недостаточность научно-методических рекомендаций по формированию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ОНР определяют актуальность темы данной работы.

Таким образом, актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему и рассмотреть содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по развитию познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1. Проблема развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста

1.1 Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста без речевой патологии

Познавательные психические процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе

Исследования Л.С. Выготского (1960, 1983, 1984), а за ним отечественных психологов Б.Г. Ананьева (1957), А.Н. Леонтьева (1977, 1981), А.Р. Лурия (1962), С.Л. Рубинштейна (1958) и др. доказали, что необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных

предпосылок в виде наследственных особенностей человеческой нервной системы и нормального хода их созревания в онтогенезе. Для полноценного психического развития это созревание создает лишь известные возможности, которые могут быть реализованы только при наличии определенной социальной среды и воспитания.

Это положение явилось исходным для дальнейших экспериментальных исследований, которые показали, что своевременное и оптимальное развитие мышления у детей находится в прямой зависимости от развивающего характера обучения, от развития у детей ориентировочных действий, от максимального использования ведущей деятельности возраста (Л.С. Выготский, 1984; П.Я. Гальперин, 1967; Л.В. Занков, 1975; А.В. Запорожец, 1964; С.А. Новоселова, 1978; Н.Н. Поддьяков, 1977; Рузская А.Г., 1958; Д.Б. Эльконин, 1960, 1967, 1997 и др.). Психическое развитие ребенка осуществляется как процесс овладения социальным опытом, одновременно являясь процессом формирования человеческих способностей и функций. Процесс присвоения общественно-исторического опыта происходит в ходе активной деятельности ребенка, опосредствованной его отношением со взрослым, в ходе которой он овладевает явлениями, предметами и способами действия с ними. Такое взаимодействие с миром вещей развертывается при активном участии чувственных форм познания (Л.А. Венгер, 1969).

В настоящее время в зарубежной психологии также признается роль общественной среды в умственном развитии детей (Т. Бауэр, 1979; Дж. Брунер, 1971; Р. 3аззо, 1967; Э.Стоунс, 1984 и др.).

Таким, образом, в изучении мышления были достигнуты определенные успехи. Вместе с тем, еще многое в сложнейшем процессе формирования детской психики оставалось неясным, требовались дальнейшие исследования [2].

Дошкольное детство – уникальный период в психическом развитии ребёнка. Отличительная особенность этого периода сравнительно с последующими этапами становления личности заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие ребёнка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Умственное воспитание ребёнка (А.Н. Леонтьев) нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик, ведь об умственном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию.

Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей – восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти. Ведь именно для формирования этих процессов, старший дошкольный возраст создаёт оптимальные возможности и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности, которая имеет свою специфику. Предметом её является информация, которую несут в себе объект или явление. Именно на неё направлено внимание ребёнка. В познавательной деятельности вместе с действиями работает система знаний субъекта, его активность не меняет предмет, а лишь отображает его свойства, создаёт соответствующие образы.

Познавательная активность и возникает, и всегда осуществляется на основе мышления, а так же включает в себя обязательно внимание, память, воображение и другие психические процессы. Наконец, в познавательной деятельности всегда выражено отношение человека к окружающему миру, который познаётся (Г.С. Костюк, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн).

Познавательная деятельность предусматривает как способ решения заданий целенаправленность восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания. От уровня такой целенаправленности в большей степени зависит продуктивность познавательной деятельности, что уже у пятилетних дошкольников имеет свои специфические черты. Это период взлёта познавательной активности (переход от интереса к любознательности), который не происходит сам собою, а только при определённых условиях жизнеобеспечения ребёнка [10].

Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому, для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил общественный сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств. В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Л.А. Венгер и других авторов сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов детей: ощущений, восприятия, представлений .

В развитии восприятия у дошкольников ведущее значение имеет речь детей. Обогащение речи ребёнка – очень важный фактор развития целенаправленного, осмысленного восприятия. Так же сенсорное воспитание детей предусматривает формирование у них перцептивных действий, направленных на решение сложных познавательных задач.

Мышление является средством познания внутренних скрытых существенных свойств, предметов, связей между ними.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление всё шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Важным условием развития детей является формирование их воображения. Познавательность и воображение психологи считают основой формирования личности ребёнка, его желаний, интересов, надежд [10].

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 203
Бесплатно скачать Курсовая работа: Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня