Курсовая работа: Анализ психолого-педагогической литературы
Введение
Одним из наиболее существенных качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность постоянно повышать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания. Иными словами, современный человек должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку информация и знания - это неразрывно связанные понятия. Совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией, в последние годы в профессиональной речи все чаще именуется термином «информационная культура личности». Ведущая роль в формировании информационной культуры личности отводится образовательным учреждениям.
В начале 70-х годов нашего столетия в мире произошло осознание кризиса образования как общецивилизационного феномена, понимание неоспоримости того факта, что проблемы образования, наряду с проблемами выживания и развития земной цивилизации, экологии, энергетики, питания и др., вошли в число глобальных проблем человечества. Сущность этою кризиса проявляется в противоречии между социальными потребностями в образовании и возможностью их удовлетворения. Ориентир системы образования на усвоение учащимися определенной суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Требуется обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Ограниченность концептуальных ресурсов традиционной системы образования обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования.
Воплощение в жизнь идеи непрерывного образования диктует необходимость смены ориентира систем образования с усвоения учащимися определенной суммы знаний на формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея «образования в течение всей жизни». В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами:
• резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научно-технического прогресса;
• неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки;
• быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.
Глобальный характер проблемы формирования информационной культуры личности придает ей государственное значение, требуя интеграции деятельности в этом направлении различных учреждений социально-культурной сферы. [25, C. 7 – 8].
В нашей работе мы бы хотели рассмотреть основы информационной культуры и ее роль в формировании личности. Цель нашего исследования – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий. Чтобы достичь цели необходимо решить несколько задач: провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирование и тестирование, обобщить данные этих методов и сделать общий вывод относительно полученных результатов. Объектом нашего исследования является информационная культура школьников, предметом - информационная культура школьников 5 – 6 класса. Ну а для начала необходимо определить, что такое информационная культура и ее значение в жизни каждого человека, т.е. проведем анализ психолого-педагогической литературы.
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы
§1. Этапы информатизации общества и развитие информационной
культуры личности
На протяжении многовекового развития человечества процессы передачи информации, информационные взаимодействия между отдельными индивидами, группами и обществом претерпели значительные изменения. Освоение окружающей среды, расширение жизненного пространства, усложнение социальной и духовной жизни общества одним из своих следствий имеют рост социальной информации. А социальная информация, оседая и преломляясь в сознании членов сообщества, воплощаясь в духовные ценности, средства труда и предметы потребления, стимулирует дальнейшее освоение окружающей среды, а, следовательно, и наращивание новой информации.
Рост количества циркулирующей в обществе социальной информации ставит проблему физиологических возможностей усвоения ее объема человеком. Выход за пределы возможностей среднего человека приводит общество к необходимости качественного скачка в способах переработки информации. Такими скачками в истории человечества были использование членораздельной речи, фиксация информации в структуре жестких материальных носителей, создание письменности, изобретение книгопечатания, использование электрической энергии для передачи информации на расстояния, компьютерные технологии.
Каждый исторический период имеет свою форму господствующего материального носителя информации, который определяет соответствующие ей средства фиксации во времени и трансляции в пространстве, степень и скорость распространения в обществе, формы накопления, хранения, возможности передачи и поиска. В соответствующие промежутки времени создавались социальные институты, занимавшиеся производством, хранением и распространением информации, свои системы информационных коммуникаций. Тем самым господствующий материальный носитель определяет как бы границы объема социальной информации, соответствующие возможностям общества на определенном уровне развития. Это, в свою очередь, влияет на требования общества к уровню информированности личности в алане объема знаний, степени использования социальной информации в повседневной и профессиональной деятельности, овладения методами извлечения, переработки, накопления и использования информации.
Таким образом, устанавливается некоторое равновесие - баланс - между уровнем информированности личности и возможностью исследования средств информационного обмена между личностью и обществом. Этот баланс определяет оптимальный уровень информационной культуры личности той или иной эпохи. Соответственно, информационная культура личности, как некоторый социальный феномен, прошла в своем развитии этапы, соответствующие периодам господства форм материальных носителей информации. Но как феномен, имеющий духовную природу и глубоко личностный характер, она не жестко детерминирована используемыми в обществе информационными средствами. Проходя в своем развитии через многочисленные глобальные и локальные кризисы, дисбалансы мироощущения и мировосприятия, в конечном итоге информационная культура выходит на определенный шаткий уровень соответствия.
Первым качественным скачком в переработке информации, с которого началась история человечества и его информационная культура, можно считать использование членораздельной речи. Человеческий язык, устная речь позволила отразить с помощью ограниченного количества речевых знаков безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. Это сразу выделило человека из биологической среды, позволив ему хранить, передавать, наращивать и транспортировать приобретенную информацию.
Язык стал средством мысленного расчленения окружающего мира на дискретные понятия, а также орудием классификации этих понятий, позволил связать удаленные во времени и в пространстве события. Будучи средством коммуникации, язык связал индивидов одним речевым кодом, что дало возможность создать племенные объединения и союзы.
На базе языка в первобытном обществе постепенно формировался общий родовой информационный фонд, который составляли элементарные знания, традиции, навыки трудовой деятельности, социальный опыт. Это был своеобразный банк данных общества, содержащий полезные для трудовой деятельности сведения. Он выполнял очень важную функцию - поддержания равновесия с внешней средой, с природой, что было главным условием сохранения жизни общины, ее генофонда, биологического и экологического фондов.
Древняя информационная среда отличалась невысокой динамикой, скоростью распространения информации. Она была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию, не вооруженному вспомогательными средствами фиксации, хранения и трансляции информации вне личностной памяти - природных коммуникативных каналов человека. Но информация, которую надо было передать следующим поколениям, быстро накапливалась. И соразмерность массива накопленной информации среднему уровню человеческой памяти постепенно нарушалась, что привело к кризису. Одним из следствий кризиса стало выделение лиц, сосредотачивающих а себе, своей памяти большие массивы информации, нежели другие члены сообщества. Эти люди стали выполнять функции хранения знания - старейшины, жрецы, знахари, что отразилось и на их социальном положении. Так информационный кризис стал одним из тех факторов, которые привели к расслоению первобытного общества. Функциональное разделение общества выдвигает на первый план лиц, чьи интеллектуальные способности, объем памяти и физиологические особенности усвоения информации были выше. Поскольку владение информацией дает определенные преимущества, она перестает быть доступной всем членам сообщества и становится достоянием лишь избранных.
Первые опыты документальной фиксации знания связываются с «галечной культурой» - процессуальной передачей знаний при изготовлении нехарактерных для гео- и биосферы изделий. Это было обосновано отсутствием иных способов передачи знания. При изготовлении подобных предметов человечество приобрело опыт Письменность - это документальная форма общения. Она позволяет хранить информацию впрок в виде текста, который складывается из знаков. Знак, в свою очередь, рассматривается как материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или предоставления другого предмета, события, действия, субъективного образования. [31, C. 150]
Прародителем современной письменности ученые считают так называемое пиктографическое письмо. Оно представляет собой предмет или событие, передаваемое картинками. Чтобы смысл передаваемой информации был понятен всем членам сообщества, первобытные люди старались, чтобы рисунки были похожи на изображаемый предмет, то есть использовали принцип моделирования.
В коммуникативном процессе стали выделяться группы потребителей информации и лиц, поставляющих эту информацию. Жесткая фиксация информации, охраняющая от последующего искажения, характерная для письменных текстов, ознаменовалась появлением института авторства. Автор выступает как лицо, продуцирующее тексты, несущие отпечаток его личного взгляда на мир, отпечаток индивидуальности в форме и содержании информации.
Массовость распространения информации значительно усилилась благодаря развитию многочисленных связей – распространению грамотности, развитию системы образования населения, культурной экспансии в результате военных походов. Но и концентрация информации приобрела законченную форму. Стали появляться специальные учреждения - архивы, музеи, библиотеки. К концу 2 в. до нашей эры знание греческого языка и литературы стало обязательным для представителей высших слоев античного общества, как и наличие личной библиотеки.
Таким образом, средневековая культура характеризуется сокращением объема передаваемой информации, унификацией ее содержания, отсутствием возможностей творческого самовыражения, свободы личности. А углубление локализации, раздробленности общества, уменьшение взаимодействия между отдельными территориями, народами, населенными пунктами сократило информационные каналы, их пропускную способность.
Одновременно с упадком культуры в Европе история демонстрирует пример расцвета цивилизации в странах Арабского халифата, куда в свое время эмигрировали представители творческой элиты античности и вывезли с собой рукописные источники.
Результатами развития арабской цивилизации, которые были бы вряд ли возможны без использования античного документального наследства, стали важнейшие достижения в области математики (создание арабского исчисления, алгебры, тригонометрии), астрономии, оптики, географии (метод определения широты и долготы), химии, практической медицины, существенно обогатившие мировую цивилизацию.
К концу XII - началу XIII в.в. определился застой в социально-экономическом развитии ближневосточных стран. А государства Западной Европы стали продвигаться вперед и обгонять мусульманские страны. Этот период характеризуется возникновением и распространением средневековых городов - центров ремесла, торговли, образования, культуры Развитию образованности, усилению тяги к знанию способствовало появление городских нецерковных школ, университетов. Типичной чертой учености становится авторитарность, выражавшаяся в комментаторском характере обучения, когда рукописные книги читались икомментировались с кафедр.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--