Курсовая работа: Аннотация как вид библиографической записи
Содержание
Введение
Глава 1. Библиографическая запись
1.1 Понятие о библиографической продукции
1.2 Основные типы и виды библиографической записи
1.3 Аннотация – вторичный документ
Глава 2. Аннотация как жанр научного стиля
2.1. Правила подготовки аннотации для книжной торговли
2.2 Правила подготовки аннотации при характеристике архивных фондов
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что аннотация является неотъемлемой частью любого современного издания. Кроме того аннотация присутствует не только в издательском деле, но и используется как краткая характеристика фильма, статьи, научной работы и др. Любое издание, будь то монография, учебник, аналитический обзор и пр., всегда предваряется вторичным документом (рефератом или аннотацией). Отсутствие вторичного документа свидетельствует о непрофессионализме издателя и крайне отрицательно сказывается на эффективности издания как средства распространения информации. С аннотации (реферата) начинается знакомство читателя с изданием в целом и основным произведением в частности. От того, насколько квалифицированно подготовлены эти документы, во многом определяется отношение читателя к изданию.
Трудно представить современную жизнь без информации, которая превратилась в третий ресурс развития общества, наряду с материей и энергией. Все сферы жизни охвачены процессом информатизации, т.е. насыщением их различными видами информации. Все чаще приходится слышать, что современное общество - это общество информационное, в котором любой индивидуум может получить релевантную информацию независимо от того, где, в каком банке данных, она находится. Основными процессами, осуществляемыми современными информационными системами, являются сбор, аналитико-синтетическая переработка, хранение, поиск и распространение информации. Информационные системы, аккумулирующие научную информацию, призваны в кратчайшие сроки осуществлять информационное обеспечение ученых и специалистов. Аннотирование и реферирование – это виды аналитико-синтетической переработки информации, которые очень часто встречаются в современном издательском деле. Без них практически невозможен выпуск изданий, поскольку выходные сведения любого издания содержат либо аннотацию, либо реферат. Что касается информационных изданий, прежде всего библиографических и реферативных, то аннотация и реферат являются основными видами вторичных документов, помещаемых в этих изданиях.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы Баранова В. М., Гречихина А. А., Никифоровской Н. А., Савиной И. А., Степанова В. К., Шамурина Е. И., Фокеева В. А. Хортюновой Л. В. и др.
Научная значимость работы заключается в том, что краткие аннотации являются важной частью при систематизации и поиске необходимой литературы и прочих источников информации.
???????????? ?????????? ?????? ??????????? ? ???, ??? ?????????, ?????? ??? ??????????? ????? ??? ????? ???????????? ???????????? ????? - ?? ???????? ??????? ??????. ????????????? ??????? ?????? ???????????????? ???????, ?????? ?????????? ???????, ? ??????? ? ??????? ???????.Целью данной работы является рассмотрение аннотации как вида библиографической записи.
Исходя из цели исследования, мы можем определить задачи:
- выяснить сущность библиографической записи,
- рассмотреть аннотацию в совокупности ее проблематики.
Работа состоит из введения, основной часть, включающей 2 главы, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка. Основным методом исследования является теоретический анализ литературы.
Глава 1. Библиографическая запись
1.1 Понятие о библиографической продукции
В современной библиографии базовая категория «библиографическая продукция» трактуется излишне ограниченно - как документально зафиксированная библиографическая информация, т. е. как информация о документах. Правда, если буквально следовать определению ГОСТ 7.0-99, где библиографическая продукция трактуется через определение библиографической информации «как результата и средства библиографической деятельности», то можно говорить о достаточно обоснованном понимании этого термина. Только следует уточнить все же, что библиографическая информация - это не только результат и средство, но и содержание, предмет библиографической деятельности. В итоге мы можем утверждать, что библиографическая продукция - это библиографическая информация, воспроизведенная во всем многообразии возможных знаковых систем и материальных носителей (конструкций).[1]
Само слово «продукция» (от лат. producere - производить) обозначает всю совокупность продуктов, созданных в результате соответствующей деятельности. В случае библиографии таким продуктом является библиографическая информация. Но она, как нам уже известно, не существует, согласно принципу коммуникативности, вне ее материализации в определенной знаковой форме - произведениях, документах, изданиях, теперь еще и в форме динамических способов материализации - кино, радио, телевидение, компьютер. Определяющим для библиографической информации как продукции является ее знаковая форма материализации. На этом основании мы и ввели в библиографию в качестве базовой, а также в качестве одного из признаков многомерного критерия библиографической типологии категорию жанр. Именно он становится доминирующим при построении системы библиографической продукции.
Традиционно понятие жанра связывают с художественной литературой и научной разработкой его проблем занимается литературоведение. В современной журналистике (или публицистике) также используется понятие жанра. Наряду с литературными существуют еще и речевые жанры, развиваемые в лингвистике. Наиболее интересной и глубокой является концепция М. М. Бахтина. Настаивая на индивидуальном, неповторимом характере высказывания (речи), он вместе с тем отмечал, что эта индивидуальность не исключает существования типичных форм высказывания - речевых жанров. «Говорящему, - подчеркивал он, - даны не только обязательные для него формы общенародного языка..., но и обязательные для него формы высказывания, то есть речевые жанры». Причем М. М. Бахтин вкладывает в это понятие достаточно широкий смысл, включая все возможное разнообразие форм высказывания, текста. По его мнению, «даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам».[2] Огромное разнообразие высказываний и текстов привело к тому, что в настоящее время не существует единой трактовки самого понятия «жанр», нет и научно обоснованной типологии жанров. По мнению М. М. Бахтина, такое состояние обусловлено тем, что «здесь в одной плоскости изучения оказываются такие разнороднейшие явления, как однословные бытовые реплики и многотомный художественный роман, как стандартная и обязательная даже по своей интонации военная команда и глубоко индивидуальное лирическое произведение и т. п.». С точки зрения рассматриваемой проблемы жанра в библиографии особый интерес представляет опыт исследования жанров в таком активно развивающемся сейчас научном направлении языкознания, как лингвистика текста.
К сожалению, в книговедении неоправданно мало внимания уделяется проблеме жанров, хотя книга является своеобразной и сложной системой и в книжном деле сформировались свои особые знаковые формы.
В работах и по типологии книги вообще, и по типологии информационных (библиографических) изданий в частности, используется жанр как один из определяющих признаков. Под жанром (знаковой, литературной формой) понимается научная категория, отражающая культурно-исторически, целенаправленно создаваемые способы семиотического воспроизведения содержания (социальной информации). Существует и определенная типология книжных жанров, которая соотносима с предложенной нами универсальной типологической моделью книги. Модель позволяет систематизировать все многообразие книжных жанров по самым различным критериям. Базовым для такой систематизации выступает многомерный, комплексный критерий – «способ информационного общения, или коммуникации». На его основе выделяются родовые жанровые категории книги - произведение, документ, издание. В целом они отражают историческую эволюцию системы информационного общения от естественного языка («устная книга») к письменности («рукописная книга») и печати («печатная книга»). Причем печать характеризует этап формирования массового информационного общения. С этого момента информационное общение приобретает характер сложной системы, обусловленной различными социальными уровнями, функциями, структурой и другими особенностями общественной деятельности.
В наше время указанные категории - произведение, документ, издание - отражают уже не только исторические, но и логические и практические уровни информационного общения, формирования общественного сознания. Более того, продолжается и их историческая эволюция, формируется новый тип книги – «электронная книга». В свою очередь, каждая из базовых родовых категорий может быть представлена следующими видовыми категориями: монография, сборник, справочник, серия.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--