Курсовая работа: Антитеза Добра и Зла в романе Сергея Лукьяненко "Ночной Дозор"
Содержание
Введение
1. Антитеза Добра и Зла в мировой литературе
1.1 Противостояние Добра и Зла в трагедии «Фауст» Гёте
1.2 Добро и Зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
2. Антитеза Добра и Зла в романе «Ночной Дозор»
2.1 Образ Антона Городецкого как борца за соблюдение условий Договора
2.2 Противостояние Добра (Света) и Зла (Тьмы) в «Ночном Дозоре»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«На ночных улицах – опасно. Но речь не о преступниках и маньяках. На ночных улицах живёт другая опасность – те, что называют себя Иными. Вампиры и оборотни, колдуньи и ведьмаки. Те, кто выходит на охоту, когда садится солнце. Те, чья сила велика, с кем не справиться обычным оружием. Но по следу «ночных охотников» веками следуют охотники другие – Ночной Дозор. Они сражаются с порождениями мрака и побеждают их, но при этом свято блюдут древний Договор, заключенный между Светлыми и Темными…»
Это аннотация к роману Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор», который стал невероятно популярным в Украине после выхода на большие экраны одноименной кинокартины, снятой по книге. Множество визуальных эффектов, яркие костюмы и профессиональная игра известных актеров – все это вместе обеспечило успех фильма у зрителя и повышение интереса к роману, основная тема которого – противостояние (антитеза) сил Света и Тьмы, Добра и Зла, Ночного Дозора и Дневного Дозора.
В данной работе слова «Добро» и «Зло» пишутся с заглавной буквы и это не случайно. Силы Добра и Зла являются одушевлёнными и находятся в постоянной борьбе за право влияния на судьбу всего человечества в целом и каждого человека в отдельности.
Данная работа состоит из двух основных частей. Первая представляет собой анализ противостояния Добра и Зла в произведениях классиков мировой литературы, а именно: «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова и «Фауст» Иоганна Вольфганга Гёте. Вторая – основная часть – это детальное рассмотрение основной темы работы.
1 Антитеза Добра и Зла в мировой литературе
Для того чтобы начать рассмотрение темы данной работы, следует рассмотреть понятие антитезы. Антитеза (от греч. antithesis – противоположение) – это обозначение всякого содержательно-значимого контраста, хотя в отличие от него антитеза всегда демонстрируется открыто (часто через слова-антонимы), в то время как контраст может быть и неявным, намеренно скрытым. Таким образом, антитеза – это синоним слов «противостояние», «противопоставление».
Противостояние Добра и Зла в мировой литературе – тема, которая волновала многих писателей практически во все времена. В народных и авторских сказках очень часто силы Зла противостоят силам Добра. В результате Добро всё-таки побеждает Зло. Но в сказках представителями двух противостоящих друг другу миров в основном являются люди или выдуманные сказочные персонажи. В более же «взрослых» произведениях затрагиваются темы противостояния Света и Тьмы (как в романе «Ночной Дозор») или выбора человека между Господом и Дьяволом.
На примере двух произведений из классики мировой литературы», в которых наиболее ярко показано противостояние сил Добра и Зла, – «Мастер и Маргарита» и «Фауст – рассмотрим проблему антитезы Добра и Зла в литературе.
1.1 Противостояние Добра и Зла в трагедии «Фауст» Гёте
«…так кто ж ты, наконец?
- Я – часть той силы, что вечно
хочет зла и вечно совершает благо».
И.В.Гёте. «Фауст»
Трагедия «Фауст» основана на старинной народной легенде о докторе Фаусте, вступившем в союз с дьяволом ради знания и власти над природой. Замысел «Фауста» созрел на гребне исторического перелома, в условиях напряженной идеологической борьбы между феодально-реакционными и прогрессивно-демократическими лагерями. Сторонники феодальной реакции, стремясь опорочить французскую революцию и предотвратить революционное движение в будущем, доказывали, что усилия людей, направленные на переустройство общества, бесплодны. Человек в их оценке – существо слабое и ничтожное, его разум бессилен познать и тем более изменить существующий мир.
Своей драмой «Фауст» Гёте включился в идеологическую борьбу против феодальной реакции. Он поднял вопрос о человеке и человеческом разуме, о смысле человеческой жизни, стремясь понять законы и перспективы развития общества, оценить возможности людей перестроить мир.
Главная проблема «Фауста» намечена в «Прологе на небесах». В споре между Мефистофелем и Господом сталкиваются две противоположные точки зрения относительно человека. Мефистофель, выражая взгляды идеологов реакции, считает, что человек – существо жалкое и слабое. Крупицы разума, которыми он владеет, не заглушили в нем животной природы, не сделали его жизнь счастливой. Устами Господа выражена точка зрения просветителей, которые верили, что человеческий разум, пройдя через многие заблуждения, может познать истину. Спор между Господом и Мефистофелем разрешается затем на примере судьбы Фауста.
Фауст – конкретная индивидуальная личность и в то же время символ человечества. Изображая трудный путь своего героя, Гете решает не только вопрос о смысле жизни отдельного человека, но и вопрос о судьбах человечества.
Фауст – это большой ученый, неутомимый искатель, возвышенная душа и дерзновенный ум, бесстрашно стремящийся к истине. Жизненный путь Фауста – это поиски смысла жизни, поиски счастья в высоком значении этих слов. Путь этот долог и тернист, наполнен трудами, тяжелыми испытаниями, утратами, разочарованиями, борьбой. В трагедии раскрываются этапы этого пути.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--