Курсовая работа: Аристотель как родоначальник науки о политике
1 . Введение………………………………………………………………………..2
2. Основная часть.
2.1. Государство по Аристотелю………………………………………..………3
2.2. Право по Аристотелю…...…………………………………………..……..12
3. Заключение………………………………..………………………….………14
Список используемой литературы.……………………………………….….16
Введение
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.
На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали.
Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, которые способны противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Аристотеля.
Среди произведений Аристотеля важное место занимают трактаты «Политика» и «Никомахова этика», в которых философ изложил своё политико-правовое учение.
Задачи данного реферата: рассмотреть взгляды Аристотеля на право и государство.
2. Основная часть
2.1 Государство по Аристотелю
Сущность политики Аристотель раскрывает через её цель, а она, по мнению философа, самая высокая — воспитательная и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, «цель политики — благо, притом справедливое, то есть общее благо». Поэтому политик должен искать наилучшего, т. е. наиболее отвечающего указанной цели, политического устройства1 .
Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.
Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. п.
Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами: деньгами, властью, почестью.
Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью ихсамоудовлетворённость1 .
Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению: «Мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение»2 . Первым видом общения является семья, из нескольких семей появляется род, селение, а объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общежития.
Аристотель выделял три вида общения в семье:
1.власть мужа над женой;
2. власть отца над детьми;
3. власть домовладыки над рабами.
Всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь
всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причём больше других, и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.
Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство3 .
Государство принадлежит к тому, что существует по природе.
Человек по природе своей есть существо политическое.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--