Курсовая работа: Авторская позиция в аналитических материалах на страницах газеты "Известия"
Введение
Аналитический журналистский материал, в отличие от информационного, дает своему автору возможность не просто проинформировать читателя о явлении, но и высказать связанные с ним оценки, выводы, прогнозы. Таким образом, обращаясь к газетной аналитике (а именно о печатной журналистике пойдет речь в данной работе), аудитория имеет дело не с одним только фактом, но и с определенным мнением – авторской позицией. На изучение способов ее выражения и направлена данная работа.
Основной целью работы стало рассмотрение авторской позиции как отражения личности конкретного журналиста на фоне политики издания. Поэтому большое внимание предполагается уделить стилевым приемам и особенностям мировоззрения журналистов, сквозным образом встречающимся во множестве их публикаций, которые будут рассмотрены в практической части исследования.
Проводя исследование, автор курсовой ставит перед собой следующие задачи:
· уточнить понятие авторской позиции
· изучить жанровые особенности аналитической журналистики
· рассмотреть конкретные приемы выражения авторской позиции
· выявить различия в работе журналиста-комментатора в сравнении с журналистом-информатором.
Изучение этих вопросов предполагается вести не только в аспекте создания и подачи материала сотрудником издания, но и с точки зрения восприятия его читателем.
В качестве объекта исследования автор выбрал аналитическую составляющую всероссийской ежедневной общественно-политической газеты «Известия», а именно материалы рубрики «Мнения&Комментарии». Выбор обусловлен тем, что журналисты-аналитики «Известий» давно зарекомендовали себя как опытные и авторитетные специалисты, а выбранная постоянная аналитическая рубрика очень удобна для детального изучения в рамках данной темы.
Предмет исследования – проявление авторской позиции журналистов «Известий» в аналитических материалах газеты.
Аналитические жанры журналистики, наряду с информационными и в отличие от литературных, до сих пор востребованы и популярны. Доказательство этому мы видим в том, что крупнейшие федеральные издания до сих пор от них не отказались (опять же, в отличие от литературных жанров, которые практически исчезли с их страниц). Темп жизни ускоряется, поток информации увеличивается, и люди стали отводить на чтение газет гораздо меньше времени. Массовая аудитория довольствуется информационными сообщениями, из которых можно узнать основные новости, а часто даже ограничивается прочтением заголовков. Этим можно объяснить печальный факт «вымирания» художественных жанров журналистики. Однако, даже в ситуации нехватки времени многие люди не перестают нуждаться в постоянном участии в поиске истины. Например, такими «жаждущими пищи для ума» являются люди с довольно высоким уровнем образования, интеллигенция – целевая аудитория газеты «Известия»[1] . Такую «пищу» им и дает аналитическая журналистика. Читая аналитический материал, человек может подумать, соглашаться или не соглашаться ему с мнением автора, разработать свое решение поставленной проблемы и так далее. Но даже мышление в наши дни стало быстрее, оперативнее – прочитав газету, человек садится в метро или автомобиль и обдумывает прочитанное по дороге на работу. При этом ему не пришлось тратить очень много времени на чтение художественно-публицистического произведения, в котором проблемы и позиция автора (если они есть) могут быть выражены лишь в подтексте и где большее внимание уделено художественной ценности текста. Таким образом можно объяснить своеобразное «промежуточное» положение аналитического направления журналистики между художественным и информационным, а также факт его вполне успешного существования и даже некоторой экспансии в информационные жанры. Позиция аналитика – одна из важнейших, составляющих аналитического материала, если не сказать важнейшая. Ввиду вышесказанного автор считает данную работу достаточно актуальной.
Данная тема сравнительно мало изучена. Возможно, это связано с общим мнением о том, что журналистика должна быть объективной. Однако насколько вообще возможна объективность, в то время как произведение создано человеком, личностью, индивидом? Это вопрос для отдельного исследования. В этой работе за основное принято мнение о том, что объективность в журналистском произведении (тем более, в аналитическом) практически невозможна. И в связи с этим считает, что субъективное начало в текстах нужно всегда иметь в виду и крайне важно исследовать, чтобы знать, как с ним обращаться. Данная тема дает широкий простор для научных изысканий: она интересна не только с точки зрения теории журналистики и творческой деятельности, но и русского языка, риторики и психологии. Изучение способов подачи авторского мнения, установления диалога (даже полемики) с читателем может повысить эффективность журналистских материалов. Знание конкретных стилевых приемов, используемых для выражения своей позиции поможет выявить и избежать в дальнейшем основных ошибок в будущей практической деятельности. В этом автор видит научно-практическую значимость изысканий в данном направлении.
При поиске литературы по данной теме как уже упоминалось, автор столкнулся с ее относительно слабой исследованностью. Под этой «слабостью» подразумевалось сравнительно небольшое количество специальных исследований по этой теме. Авторская позиция журналиста многократно затрагивалась в рамках научных работ по теории журналистики, по социальной психологии печати, литературных критических статьях, исследованиях по риторике и так далее. В рамках работы будет сделана попытка собрать воедино и систематизировать отдельные выводы и гипотезы, выдвинутые ранее, а также проверить их на практике путем изучения газеты. В качестве основной же выбрана литература по теории журналистики: в ней достаточно подробно рассматриваются лексические и стилистические средства проявления концепции автора, на что здесь и будет сделан упор. Особенно полезными для работы оказались книги М.Н. Кима, М.И. Стюфляевой и А.А. Тертычного.
Работа будет разделена на две основные части (главы). В первой будет проанализирована теоретическая база исследования: рассмотрена литература, проведен ее анализ, обобщение и сделаны выводы. Вторая глава – практическая. В ней на предмете публикаций «Известий» будут проверяться положения, указанные в первой части. Будут проанализированы публикации разных журналистов издания и выявлены особенности их позиции.
Структура работы объясняется тем, что рассмотрение теории и практики в таком порядке проще для восприятия. К тому же, практика менее предсказуема, чем теория. Наука исходит из практики, а не наоборот. Поэтому скорее в реальной жизни можно найти что-то, не учтенное наукой, нежели теория будет рассматривать больше, чем существует на самом деле.
1. Выражение авторской позиции в современной журналистике
1.1 Терминологический аппарат исследования
Термин «позиция» (ключевое понятие работы) Большая Советская Энциклопедия трактует как «точку зрения по какому-либо вопросу; определённая оценка какого-либо факта, явления, события; действие, поведение, обусловленное этим отношением, оценкой»[2] .
В социальной психологии позиция понимается как «устойчивая, внутренне осознанная система отношений к обществу в целом, к другому человеку в частности и к самой себе, она связана органически с её ценностной системой и является одним из её элементов. Позиция – это структурно-личностное образование, которое отражает характер взаимоотношений личности и общества, определяет социальную активность личности и её направленность на общественно значимые цели»[3] .
В исследованиях психологии человека и психологии субъективности, позицию характеризуют как «наиболее целостное образование личности», но в то же время отмечают, что «занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. Человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственную позицию»[4] .
В рамках исследования общественно-политического издания необходимо и понятие политической позиции. «Политическая позиция»: «те черты личности, которые выражаются в тенденции к специфическому или постоянному политическому поведению. …в понятие политических позиций мы включаем: определённые или постоянные эмоциональные состояния, касающиеся политических явлений; убеждения, касающиеся политических явлений; предрасположение к деятельности в области политики. Понимаемая таким образом сфера политических позиций шире, чем сфера политических оценок. Политические оценки являются лишь составным элементом политических позиций, проявляющихся, впрочем, в связи с другими – эмоциональными и директивными – элементами позиций»[5] .
Также социологические и психологические энциклопедии сообщают нам, что позиция, наряду с убеждениями является составляющей частью мировоззрения. Из вышесказанного видим, что во-первых, позиция предполагает наличие какой-либо системы поведения и действия субъекта для её выражения. И, во-вторых, и это самое главное, позиция включает в себя определённую долю оценочности, нравственные ориентиры и осознанную ответственность личности.
Такое обобщенное понятие позиции можно применять и при трактовке позиции журналиста, однако не стоит забывать, что мнение, выраженное на газетной полосе, адресовано широкой аудитории. В связи с этим социальная ответственность за сказанное резко возрастает. Кроме того, в данной работе позиция журналиста будет рассмотрена не только как система взглядов, выраженная в материале, но и как присутствие автора в тексте вообще.
Термин «аналитическая журналистика» определяет понятие однорядное с двумя другими – «информационная журналистика» и «художественно-публицистическая журналистика». В данном случае «анализ» близок понятию «исследование» – журналист-аналитик занимается выявлением невидимых на первый взгляд скрытых связей между имеющимися фактами, обнаружением их причинно-следственных связей, оцениванием и прогнозированием.
Исследуя актуальные общественные явления, процессы, события и связанные с ними проблемы общества (все это является предметом аналитической журналистики), журналист-комментатор стремится разъяснить суть событий и показать их значимость, тенденции развития и возможные последствия. Так можно сформулировать основную задачу аналитики (это слово в данном исследовании будет использоваться как синоним словосочетания «аналитическая журналистика»).
1.2 Жанровое многообразие и особенности аналитической журналистики
Выбор жанра произведения – важный элемент выражения авторской позиции.
Особенности аналитических жанров мы будем рассматривать, характеризуя особо значимые именно для этой ветви журналистики жанрообразующие факторы (предмет и метод отображения и целевую установку). Следует отметить, что эти факторы являются далеко не единственными, однако в современной теории журналистики их принято считать основными.
Предмет отображения – собственно, то, о чем журналист пишет – явление, более или менее описанное и раскрытое в материале. Для аналитического текста в качестве предмета отображения более характерны явления, находящиеся в окружающем автора мире – в этом аналитика схожа с информационной и художественно-публицистической журналистикой. Но не исключен и вариант самоанализа журналиста – изучения явлений собственного внутреннего мира, – который свойственен самоаналитическим публикациям. Эту «предметную развилку» и можно считать отличительным признаком аналитики.
Говоря конкретно об аналитических жанрах с этой точки зрения, воспользуемся словами А.А. Тертычного: «Публикации этих жанров различаются тем, что одни из них освещают «первичную реальность» – различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы, а другие – «вторичную реальность» – информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т.п.)…»[6] «Первичную» освещают в основном аналитические статьи и корреспонденции, «вторичную» – рецензии, обзоры прессы и литературно-критические статьи. Комментарии, обозрения и «постановочные» корреспонденции и статьи, в свою очередь, освещают и ту и другую.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--