Курсовая работа: Авторское право: юридический и бухгалтерский аспекты
В.В. Костикова, юрист
Многие некоммерческие организации, приобретая и используя произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы, аудио- и видеозаписи, сталкиваются с проблемами, касающимися авторского права. Как показывает практика, эти проблемы чаще всего связаны с незнанием того, что же такое авторское право, как возникают и кому могут принадлежать авторские права, как их можно использовать и защищать. В результате это приводит к массовым нарушениям авторских прав и в конечном итоге — к предъявлению в суды авторами и обладателями исключительных авторских прав исков о защите этих прав.
В данной статье речь пойдет о наиболее важных положениях авторского права, знание которых поможет организации правомерно использовать авторские произведения.
Российское законодательство об авторском праве
Вот уже 10 лет в России действует Закон РФ от 09 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон № 5351-I), разработанный с учетом основных международных соглашений по охране авторских прав. Этот Закон занимает центральное место среди законодательных актов, посвященных регулированию авторских отношений. Его принятие (вступил в силу 3 августа 1993 г.) создало правовую базу для цивилизованного регулирования отношений, связанных с созданием и использованием авторских произведений, и сближения российского авторского права с уровнем авторско-правовой охраны, которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира.
К числу источников авторского права также относятся:
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», который по сравнению с Законом № 5351-I имеет более узкий предмет регулирования;
Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации», многие нормы которого посвящены регулированию вопросов авторско-правового характера, возникающих в деятельности органов массовой информации;
Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», в котором авторскому праву на произведения архитектуры уделена специальная глава, и другие.
Продолжает действовать раздел IV «Авторское право» Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., но обращаем внимание, что после принятия Закона № 5351-I его нормы утратили свое значение. А вот правила Гражданского кодекса РФ, носящие общий характер и рассчитанные на регулирование всех гражданско-правовых отношений, широко применяются и при регулировании авторских отношений, хотя ГК РФ и не относится к источникам авторского права.
В настоящей статье будут рассмотрены только положения Закона № 5351-I, который имеет общее значение и распространяется на любые объекты авторского права.
Объекты авторского права
Интеллектуальная собственность
Прежде всего, скажем несколько слов о том, что институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности. Объекты авторского права входят в понятие интеллектуальной собственности.
Существование в России правового института интеллектуальной собственности закреплено в Конституции РФ (часть 1 статьи 44), а его понятие раскрывает статья 138 ГК РФ, согласно которой интеллектуальной собственностью является исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). При этом использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, являющихся объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (абз. 2 ст. 138 ГК РФ).
Произведения, являющиеся объектами авторского права
Пункт 1 статьи 6 Закона № 5351-I к объектам авторского права относит произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.
В пункте 1 статьи 7 Закона № 5351-I перечислены произведения, на которые распространяется действие авторского права. Это литературные произведения (включая программы для ЭВМ), произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные, фотографические, хореографические и другие произведения.
На первый взгляд, все понятно. Вы написали рассказ, сочинили музыку, сделали фотографию, придумали компьютерную игру — и стали автором произведения, которое охраняется нормами авторского права. На самом деле это не всегда так. Ведь не любое произведение науки, литературы и искусства является объектом авторского права. В связи с этим возникают вопросы: Какое произведение является авторским? Кто может быть его автором: человек или организация, по заданию которой создано произведение? И вообще, что же это такое — «произведение»?
На вопрос об авторстве в статьи 4 Закона № 5351-I дан четкий ответ: автором является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Т.е. автором произведения может являться только физическое лицо.
А вот определения понятия «произведение» в законодательстве нет. Из содержания статьи 6 Закона № 5351-I можно сделать вывод о том, что произведение — это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной (материальной) форме. Будем исходить из того, что творческая деятельность — это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира. Таким образом, само произведение как творческий результат (результат мыслительной деятельности) является не материальным, а идеальным объектом.
Для того чтобы понять, является ли произведение объектом авторского права, различают субъективную и объективную новизну творческого результата. Субъективная новизна — это неожиданность, неизвестность полученного результата для самого создателя. А объективная новизна — это неизвестность полученного творческого результата не только для лица, его получившего, но и для остальных лиц. Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной.
Довольно часто объективно новые творческие результаты бывают получены разными лицами, работавшими независимо друг от друга. Что происходит в такой ситуации? Если бы такие результаты охранялись авторским правом, пришлось бы либо условно признавать всех лиц, получивших такие результаты, соавторами, либо признавать автором только то лицо, которое первым получило такой результат, для чего необходимо было бы установить систему определения первенства/приоритета и, очевидно, систему регистрации всех произведений. Но принципиальной позицией российского законодательства об авторском праве является отсутствие требований какого-либо специального оформления созданного произведения (например, его регистрации) или соблюдения каких-либо иных формальностей. Поэтому авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно, то есть лицами, работающими независимо друг от друга.
Отсюда вывод: авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися при параллельном творчестве. Такие неповторяющиеся творческие результаты называют оригинальными.
Итак, для того чтобы стать объектом авторского права по российскому законодательству, произведение как результат творческой деятельности должно обладать объективной новизной и быть оригинальным. При этом охрана, предоставляемая авторским правом, возникает лишь с того момента, как такое произведение будет выражено в какой-либо объективной (материальной) форме.
Объективная форма произведения
В п. 4 ст. 6 Закона № 5351-I прямо указано на то, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Авторское произведение должно быть выражено в объективной (материальной) форме:
письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.);
устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);
звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.);
изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.);
Отметим, что перечень форм существования произведения открытый (п. 2 ст. 6 Закона № 5351-I).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--