Курсовая работа: База данных Автоматизация учета больных в студенческой больнице

В настоящее время в жизнедеятельности человека играет все большую роль автоматизация. Это касается и автоматизации информации. На современном этапе развития компьютерных технологий большую популярность приобрело создание баз данных. Учет межсессионной успеваемости студентов, продажа билетов, ведение библиотек, учет иностранных студентов и многие другие – это лишь малая часть отраслей, в которых применяются базы данных.

Для облегчения деятельности пользователя с большими объемами информации были созданы базы данных. Существует множество различных баз данных, одной из которых является MSAccess.

База данных — совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отображающих состояние объектов и их взаимосвязь. Информацию, хранящуюся в БД можно широко использовать в различных приложениях, причем способы использования данных можно легко и быстро изменять. Также обеспечивается возможность запрашивать, находить и изменять информацию в БД.

Предметная область курсового проекта – обработка информации о студентах, представление информации о ВУЗах, специальностях, местах жительства студентов и т.д. Разработанная база данных может хранить обширные объемы информации о каждом студенте, его заболевании, лечащего врача, длительности заболевания и прочее.

Базы являются очень востребованными при учете студентов в больницах. Грамотно составленная система учета студентов очень сильно экономит время при обращении к необходимой информации. При правильном составлении и внесении информации в базу скорость поиска необходимой информации сводится до минимума. Создание такой базы данных поможет с легкостью работать с информацией, хранящейся в ней. Позволит получить полную информацию, как о каждом отдельном студенте, так и обо всех студентах выбранного врача.

Разрабатываемую базу данных можно с легкостью использовать в студенческой больнице. Она является удобной и понятной для любого типа пользователей. База позволяет добавлять новых студентов, а также вести учет их заболеваемости и типе лечения. Студенты, заболевания которых окончились более пяти лет назад, добавляются в архив.


1 ОПИСАНИЕ УЧЕТА СТУДЕНТОВ В БОЛЬНИЦЕ

Разработанная предметная область может использоваться для автоматизации учета больных в студенческой больнице разных ВУЗов. Причем, учитываются лишь высшие учебные заведения.

Прежде всего, к данной предметной области относятся студенты. О студентах необходимы следующие сведения: ФИО, место жительства, дата рождения и номер зачетки.

Каждый студент относится к определенному ВУЗу. В каждом ВУЗе есть много специальностей, а на каждой специальности несколько групп. Также учитывается то, что один студент не может числиться в базе больницы сразу в нескольких ВУЗах. Если студент учится в двух и более ВУЗах, в базе учитывается лишь один ВУЗ.

О ВУЗах нам необходимо знать следующее: ФИО ректора, название ВУЗа, тип ВУЗа, название, аббревиатура, телефон учебной части и его адрес. Для диагностики и последующего лечения заболевания не нужны данные о специальности и факультете. Все эти данные по необходимости можно получить в учебной части.

О группе, в которой учится студент, необходимо знать лишь ее аббревиатуру.

Каждый студент, независимо от места обучения, относится к студенческой больнице. Больница не выносится как отдельный объект. Каждый студент в больнице обращается к определенному врачу. О враче необходимо знать: ФИО, его специализацию и номер кабинета. Врач каждому студенту ставит диагноз.

В студенческой больнице могут работать несколько врачей одинаковой специализации для наиболее эффективного и быстрого процесса приема и диагностики. Учитываем, что каждый врач может работать только по одной специализации в данной больнице. Поэтому, специализация врача выносится в отдельную таблицу. Также учитываем, что каждому студенту должно быть не меньше 16 лет. О специализации необходимо знать лишь область, в которой работает врач.

Если найдено заболевание и поставлен диагноз, необходимо знать название. При диагностике заболевания необходимо учитывать дату начала и окончания заболевания, тип лечения (амбулаторный или стационарный). Причем, дата начала заболевания не может быть больше даты окончания заболевания.


2 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Перед разработчиком была поставлена задача спроектировать и разработать базу данных автоматизации учета больных студентов. Она включает в себя подробное изучение предметной области данного курсового проекта: сбор и группировка информации о заболеваниях студентов, лечащих врачах, типа лечения и т.д. В результате должен получиться проект базы данных, которая бы позволяла хранить, систематизировать, обрабатывать, структурировать, автоматизировать и изменять информацию для вышеописанной справочной системы. База данных должна иметь удобный и лёгкий для восприятия пользовательский интерфейс. Должны быть продуманы специальные запросы по систематизации и обработке хранимой информации. Пользователю должна быть предоставлена возможность самому задавать параметры имеющихся запросов. В проекте должны быть изучены и хорошо продуманы вопросы защиты и обновления информации. Данный проект должен быть предназначен для круга пользователей в студенческой больнице, не обязательно знакомых с СУБД, в которой реализована база данных "Учета больных студентов".

В данном курсовом проекте проектируется БД, которую может использовать любая больница, в не зависимости от пользователей. БД облегчает работу, работникам больницы, так как чтобы найти информацию об интересующем студенте, необходимо затратить немало сил и времени. Разным пользователям необходима разная информация, например, участковому врачу неважно знать место жительства студента. Возможности БД не определяются только фиксированием информации о студентах, а также возможностью осуществлять выборку по нескольким параметрам, связанным как с ВУЗами, так и с информацией о студентах.

В целом, база данных должна:

· содержать необходимую информацию о студентах и об обращении их к врачам и предоставлять ее по требованию;

· обеспечивать возможность выполнять запрос, поиск, изменение и систематизацию данных БД;

· иметь удобный пользовательский интерфейс для работы с ней любого пользователя;

· иметь необходимые запросы и формы для обработки хранимой информации;

· предусматривать архивацию данных и сохранность хранимой в БД информации.


3 КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СУБД

3.1 Разработка схемы объект-отношение

Схема модели «Объект-отношение» приведена на рисунке 3.1.

Было выбрано 6 объектов – студент, группа, ВУЗ, врач и диагноз и специализация. Объект студент имеет 4 свойства: ФИО, место жительства, год рождения, № зачетки. Объект группа имеет 2 свойства: год набора и букву. Объект ВУЗ имеет 6 свойств: адрес, полное название, аббревиатура, дата окончания, телефон учебной части и ФИО ректора. Объект врач представлен 2 свойствами: ФИО, № кабинета. Объект диагноз имеет одно свойство – название. Объект специализация так же имеет одно свойство – область специализации.

В данной схеме используются связи 1 ко многим, а также многие ко многим. Между объектами студент и группа выбрана связь многие к одному. Учитываем, что названия специальностей в ВУЗах уникальны и каждый студент учится лишь в одной группе; в одной группе могут учиться много студентов. Между объектами группа и ВУЗ представлена связь многие к одному: одному ВУЗу могут принадлежать несколько групп; каждая группа принадлежит одному ВУЗу. Между объектами студент и врач нет прямой связи. Объекты врач и диагноз представлены связью многие ко многим, – один врач может поставить несколько диагнозов; один диагноз может быть поставлен несколькими врачами. Между объектами студент и диагноз представлена связь многие ко многим: одному студенту могут быть поставлены несколько диагнозов; один диагноз может быть поставлен нескольким студентам. Между объектами Врачи и специализация представлена связь один-ко-многим: один врач числится в больнице по одной специализации; в одной больнице могут работать несколько врачей одинаковой специализации. К связи между объектами студент и диагноз добавлено 4 свойства – тип лечения, дата начала заболевания, дата окончания заболевания и комментарии.


Рисунок 3.1 – Схема объект-отношение


--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 353
Бесплатно скачать Курсовая работа: База данных Автоматизация учета больных в студенческой больнице