Курсовая работа: Беспризорность как социальное явление
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие беспризорности…………………………………….….7
1.1. Понятие и история беспризорности………………………………7
1.2. Социальный портрет беспризорника…………………………….15
Глава 2 Беспризорность в современной России………..……………....21
2.1. Причины беспризорности………………………………………...…21
2.2. Борьба государства с беспризорность..………………………….....24
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………….…34
Введение.
Актуальность темы . В ходе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделился слой людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившийся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.
По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи и т.д., а также - беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы.[1]
Беспризорных детей на наших улицах становится все больше и больше. Но это уже никого не удивляет, и стало даже чем-то обыденным и привычным. Мы как-то сразу смирились и приняли факт существования таких детей как должное.
На сегодняшний день, содействие неконкурентоспособным группам населения, становится одной из приоритетных задач государства. В отношении беспризорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожавшую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать; беспризорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества. Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок - это ребенок, реализующий свой потенциал, как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.
Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом. Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни. Анализируя статистику последних лет, можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется тенденция к застойной бедности семей с детьми[2] . Дети, брошенные на произвол судьбы, не нужные тем, кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми. Они пополняют ряды преступников. И это неоспоримая истина. Ощущая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет к ним хоть какой-то интерес. Интерес, как правило, не преследующий благие цели. А ведь именно в детском возрасте формируется устойчивое представление об образе жизни. И то, чему учатся на улице, не приводит ни к чему хорошему.
Дети-беспризорники - это наша общая проблема, и только общими усилиями, возможно, реально снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее.
Степень научной разработанности . На сегодняшний день в отечественной социологической литературе нет работ, содержащих всесторонний анализ указанной проблемы. Как следствие, отсутствует комплексный подход к изучению социальной политики в отношении безнадзорных детей. Наибольший акцент делается на изучение данной категории детей, их возрастного, полового, регионального состава, образа жизни, планов на будущее. Среди авторов, занимающихся исследованием данной категории детей, можно выделить Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьеву, Е.Б. Брееву. Ф.Э. Шереги[3] провёл анкетный опрос среди населения г. Орла в 2001 и в 2002 годах, целью которого было выявление мнения населения о детях-сиротах и социальных сиротах ( отношение общественности к детям с особыми потребностями)[4] . А.Л. Арефьев и Ф.Э. Шереги в 2002 г. Осуществили обследование беспризорных детей в форме полуформализованного полусвободного интервью с целью определения характера их миграций, мотивов бродяжничества, структуры семьи, ценностных ориентаций и планов на будущее[5] . Подобное исследование было проведено Е.Б. Бреевой в Самаре и Великом Новгороде. Она также осуществила опрос экспертов, проанализировавших ситуацию беспризорности в стране[6] . В социологической литературе мало исследуется деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые непосредственно осуществляют меры по профилактике детской безнадзорности и беспризорности. Социологи занимаются изучением проблем данной категории детей и не обращают внимание на сложности в работе социально-реабилитационных центров, приютов для несовершеннолетних. Исследования институциональной базы социального сиротства представлены в работах Е.М. Рыбинского[7] и И.Ф. Дементьевой[8] .
Указанные работы касаются отдельных аспектов проблемы и не охватывают её целиком, поэтому необходим комплексный подход к изучению проблемы детской безнадзорности и беспризорности.
Объектом курсовой работы является беспризорность как социальное явление.
Предметом исследования является основные характеристики беспризорности в современной России.
Цель исследования – изучение беспризорности в современной России как социального явления.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать понятие беспризорности.
2. Описать социальный портрет беспризорника.
3. Выявить причины беспризорности
4. Охарактеризовать меры борьбы государства с беспризорностью.
Структура курсовой. Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, заключения и списка литературы. Во введении говорится об актуальности темы, об авторах, чьи работы были использованы для написания данной курсовой работы, об объекте, предмете и цели исследования. В первой главе рассказывается о понятии «беспризорность», о её истории о беспризорниках в целом. Во второй главе говорится о причинах беспризорности, о борьбе государства с этим социальным явлением.
В заключении делается вывод о проделанной работе.
Глава 1. Понятие беспризорности.
1.1. Понятие и история беспризорности
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--