Курсовая работа: Биосоциальное развитие человека будущего
Введение
Глава 1. Биологическое и социальное в развитии человека
1.1 Трудовая деятельность и адаптация как важнейшие факторы антропосоциогенеза
1.2 Сравнение животного и человека
Глава 2. Пути развития человека будущего
Заключение
Литература
Введение
Человек как уникальное существо имеет двойственную природу. С одной стороны – он биологический вид со всеми присущими ему характеристиками. С другой стороны – он социальное творение, поскольку именно социальные институты формируют человека Человеком.
Развитие человека как биосоциального существа к настоящему времени успешно исследовано антропологами, социологами и антропосоциологами. Конечно, и сейчас остаются неразгаданными многие загадки человечества в рамках различных наук о человеке, однако общая картина принципов и этапов развития очерчена, осталось лишь великое множество занимательных для исследователей частностей. А раз общая тенденция развития нам открыта, можно предположить и то, что произойдет в не столь отдаленном от нас и наших поколений будущем.
О людях нового времени сейчас размышляют многие авторы, как всем известные, издающие печатные версии своих философских размышлений и фантастических романов, так и никому не известные писатели, скромно публикующие свои мысли на сайтах Интернета. Как бы то ни было – тема эта живая и актуальная, ведь мы уже дышим воздухом нового времени, а наши дети и дети наших детей будут этими людьми будущего.
Целью данной работы является изучение путей развития человека в будущем. В первой главе работы автор проанализировал некоторые труды антропологов, антропосоциологов и социологов, чтобы показать общие принципы и условия развития человека и его отличие от развития животных. Вторая глава посвящена анализу современных публикаций на исследуемую тему. В ней также представлено собственное отношение автора к поднятой проблеме.
В исследовании были использованы работы известных авторов в области знаний о человеке и его развитии – И.Л. Андреева, В.В. Бунака, О.В. Мосина, Я.Я. Рогинского, а также статьи современных авторов, опубликованные в сети Интернет.
Глава 1. Биологическое и социальное в развитии человека
Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующегося разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека – в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа – Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество [1].
Человек как уникальное существо имеет двойственную природу. С одной стороны – он биологический вид со всеми присущими ему характеристиками. С другой стороны – он социальное творение, поскольку именно социальные институты формируют человека Человеком. Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек – единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего [6].
Но человек – это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное, то есть через понятие, отражающее двойственность его природы – диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой – за разрушительные последствия – преступления, убийства, войны и др. [7].
Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития и др. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течении ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение, безусловно, отражающееся на формировании правового мышления. Однако, вследствие того, что биологическое определяет сохранение и репродукцию человека как вида, оно определяет процесс естественного отбора в обществе природных индивидов, заставляя человека бороться за выживание в коллективе себе подобных индивидов, постоянно изыскивая все новые формы борьбы за жизнь и выживание, приобретая новые знания и коллективный опыт. Социальная форма развития материи возникла лишь с появлением человека и образования первых общественных формирований людей (общин), а впоследствии и государственных образований и правовых систем.
1.1 Трудовая деятельность и адаптация как важнейшие факторы антропосоциогенеза
Антропосоциогенез – это процесс происхождения человека, становление его как биологического вида (антропогенез) в процессе формирования общества, которое, в свою очередь обозначается социальным развитием или социогенезом. Методологической основой антропогенеза является естественно-материалистическая теория развития, генетика и дарвинизм, диалектически объясняющие взаимоотношения биологического и социального факторов эволюции человека как замещение более высокой формы материи – социальной, более низкой – биологической, которые не отменяются, а лишь подчиняются и преобразуются первой [6].
Многие авторы антропологических, социологических и антропосоциологических теорий отмечают, что важную роль в процессе антропогенеза играла осознанная целенаправленная трудовая деятельность, повлекшая совершенствование головного мозга, развитие конечностей, формирование сознания. Роль труда как основного фактора антропогенеза была неодинаковой на разных этапах его развития, поскольку в ранней стадии первобытного общества (стаде) прогресс в социальной организации в значительной мере зависел от биологических изменений человека. В целом процесс антропогенеза сопровождался постепенным сужением сферы действия естественного отбора в сторону возникновения общественных закономерностей и создания социальной и культурной Среды [2].
Данные антропологии и археологии доказывают роль целенаправленной трудовой деятельности как основного фактора антропосоциогенеза в процессе социального развития человека.
Но человек существует не просто так сам по себе, он существует внутри экологической системы. Главной отличительной чертой антропоэкологических систем является наличие в их составе сообществ людей, обладающих направленным сознанием, высокоразвитой психикой и социальной организацией. Сообщества людей различаются по способу производства материальных ценностей, структуре социально-экономических отношений. Активностью сообществ людей на занимаемой территории определяется уровень воздействия их на окружающую среду. Развивающиеся сообщества (например, в период индустриализации) характеризуются наряду с ростом численности населения, увеличением потребностей его в продуктах питания, сырье, водных ресурсах, размещении отходов. Это повышает нагрузку на природную среду, интенсифицирует использование биотических (совокупность живых организмов, оказывающих влияние на человека, служить его пищей, средой обитания и т. п.) и абиотических (неорганические условия обитания организмов, химический состав воздуха, воды, почвы, температура, влажность и т. п.) экологических факторов среды. Комплексы таких факторов имели разнонаправленное действие на человеческие популяции, в результате которых в разных климато-географических зонах сформировались разнообразные адаптивные типы людей.
Адаптивный тип представляет собой норму биологической и физиологической реакции на комплекс условий окружающей Среды и проявляется в развитии морфофункциональных, биохимических и психологических признаков, обеспечивающих оптимальную приспособленность к данным условиям обитания [2].
В процессе существования антропоэкологических систем взаимодействие людей и природной среды осуществляется по трем основным направлениям:
- Во-первых, происходят изменения биологических и социальных показателей отдельных индивидуумов и общества в целом, направленные на удовлетворение требований, предъявляемых человеку окружающей средой.
- Во-вторых, соответственно изменяется сознание человека.
- В-третьих, осуществляется перестройка самой окружающей Среды для удовлетворения требований человека, в результате которой природные запасы постепенно истощаются [6].
Общим результатом биологических и социальных процессов в антропоэкологических системах служит приспособленность человеческих сообществ к жизни в средах обитания и культуры. Особенность такой приспособленности в отличие от приспособленности к среде популяции других живых организмов состоит в том, что человек адаптируется к условиям жизни не только физиологически, но психологически, эмоционально. И именно психологическая адаптация, на наш взгляд, имеет ведущую роль в современном мире. Это в первые тысячи лет развития человек видоизменялся в основном физиологически, менялось строение его тела, костей, черепа, развивались адаптивные механизмы функционирования прямоходящих существ. Сейчас тоже можно наблюдать некоторые изменения, сравнивая, например, людей разных столетий, однако они не так масштабны, как филогенетические, и большим изменениям скорее подвергаются наши мозговые функции, и проистекающая из них психология.
Благодаря биосоциальной природе человека адаптации его к условиям обитания имеют отчасти биологическую, психологическую и социальную природу. В настоящее время преобладающее значение для освоения человеком новых сред обитания и создания лучших условий жизни в уже освоенных средах имеют социально-гигиенические мероприятия, результатом которых служит совершенствование комфорта в местообитаниях людей. Адаптации создаются по отношению к факторам как природной, так и искусственной Среды, поэтому они носят не только экологический, но и социально-экономический характер [1].
Каждый человек представляет собой индивидуальность, поэтому экологические и социальные адаптации дополняются психологическими. Индивидуальные и групповые адаптации человека в отличие от биологических адаптаций других организмов обеспечивают наряду с выживанием и воспроизведением потомства выполнение им социальных функций, важнейшей из которой является трудовая деятельность.
Благодаря наиболее высокому уровню организации человека, которого он достиг как биосоциальное существо, его взаимоотношение со средой обитания имеют существенные особенности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--