Курсовая работа: Бюджет Республики Беларусь: состав, структура, динамика доходов и расходов

Государственный бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Как известно, государственный бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Государственный бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Бюджетная система, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи - повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.

Особенно важно на сегодняшний день является создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики. Нынешние экономические реалии во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти.

Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами.

Она выражается социально-экономическим результатом перераспределения национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях Эффективность бюджетной системы может быть измерена отношением показателей ее социально-экономического результата к затратам на ее осуществление

Основная цель заключается в выявлении теоретических основ государственного бюджета, а также проведение исследования состава, структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь.


1. Бюджетное устройство Республики Беларусь и характеристика его звеньев

Государственный бюджет обеспечивает выполнение функций соответствующих представительных органов государственной власти. Органы государственной власти и государственного управления составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджет. Эта деятельность органов государственной власти и государственного управления называется бюджетным процессом, она регламентирована соответствующими законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях сбалансирования их доходов и расходов.

Бюджетный процесс в Республике Беларусь организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» [5], другими законами Республики Беларусь и принятыми на их основе иными нормативными актами, а также решениями Президента Республики Беларусь.

Бюджетная система Республики Беларусь, являясь составной частью финансово-кредитной системы республики, включает в себя как самостоятельные звенья- бюджеты. (областные, районные, городские, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов).

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием у каждого органа государственной власти собственных источников доходов и права определять направления их использования. Она находит выражение в том, что каждый Совет народных депутатов имеет свой бюджет, который самостоятельно им разрабатывается, утверждается и исполняется. Не допускается вмешательство любых органов и организаций в этот процесс. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц [48, 6].

Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.

Министерство финансов республики составляет статистический свод бюджетов по республике в целом и сводный отчет об исполнении бюджета, включающий отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов, и представляет его Кабинету Министров. Таким образом, этапы бюджетного процесса строго регламентированы законодательными актами.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Средства республиканского бюджета направляются в основном на:

капитальные вложения по объектам, относящимся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общереспубликанскими программами;

мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения; другие общереспубликанские целевые программы;

расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью;

учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения;

расходы по закладке и хранению государственных резервов;

содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел;

финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы;

погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним;

образование резервного фонда Председателя Президиума Верховного Совета, резервного фонда Кабинета Министров, резерва Министра финансов и других целевых фондов и резервов;

другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликанское значение [37, 54].

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 376
Бесплатно скачать Курсовая работа: Бюджет Республики Беларусь: состав, структура, динамика доходов и расходов