Курсовая работа: Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками
Введение
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
Глава 2. Особенности ведения учета с покупателями и заказчиками на ООО «Терминал»
2.1 Организационно-экономическая характеристика и учетная политика ООО «Терминал»
2.2 Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Терминал»
2.3 Формирование бухгалтерской отчетности по расчетам с покупателями и заказчиками ООО «Терминал»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями - за проданные ими товары, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
В современных условиях рыночной экономики ни одно предприятие не сможет существовать без покупателей, т.к. они являются источником прибыли и благополучия организации.
Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.
Целью работы является изучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решать следующие задачи:
1. рассмотреть задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
2. изучить синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками;
3. проанализировать особенности ведения учета с покупателями и заказчиками на ООО «Терминал».
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Колос».
Методологической и технической основой для работы послужили: ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; инструктивные материалы по изучаемым вопросам и учебная литература.
Источниками конкретной информации для проведения исследования являются годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2009 г.: первичные документы, данные аналитического и синтетического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках»
В главе 1 были рассмотрены задачи и нормативная база, регулирующая учет расчетов с покупателями и заказчиками в РФ, были изучен синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками.
В главе 2 были проанализированы особенности ведения учета с покупателями и заказчиками на ООО «Терминал», рассматривались источники информации для учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками, а именно первичная учетная документация. Описано раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности.
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
Хозяйственная деятельность любого предприятия (организации) связана с необходимостью осуществлять расчеты, как внутри, так и вне него.
Многообразие расчетных операций хозяйствующего субъекта обусловливает необходимость их классификации по ряду признаков:
1) в зависимости от направленности расчетов они могут быть подразделены на внутренние (например, расчеты с персоналом по заработной плате) и внешние (например, расчеты с бюджетом по налогам и сборам);
2) в зависимости от контрагента расчетов могут быть выделены расчеты предприятия (организации): с поставщиками и подрядчиками; с покупателями и заказчиками; с различными дебиторами и кредиторами; по кредитам и займам; с бюджетом и внебюджетными фондами; с персоналом по оплате труда; с подотчетными лицами; с персоналом по прочим операциям; с учредителями; внутрихозяйственные расчеты (например, расчеты головной организации с филиалом) и пр.;
3) в зависимости от формы проведения расчетов они могут быть подразделены на расчеты в денежной и неденежной формах;
4) в зависимости от характера операций, по которым производятся расчеты, последние подразделяются на расчеты по товарным и нетоварным операциям. [19]
Расчеты по товарным операциям, связанные с перемещением товара, - это расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в т. ч. плановые платежи, которые осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможны также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами.
Расчеты по нетоварным операциям, предполагающие лишь движение денежных средств, - расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. При этом расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями. [15]
Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с покупателями являются:
своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
контроль над использованием денежных средств в расчетах исключительно по целевому назначению;
контроль над соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;
своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности. [16]
Система нормативно-правового регулирования различных форм и видов расчетов с покупателями в РФ достаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы. [12]
К первому уровню системы нормативно-правового регулирования расчетов должны быть отнесены законодательные акты федерального уровня (кодексы и федеральные законы).
Юридической основой для проведения расчетов неденежными средствами служит Гражданский кодекс РФ, а налоговые обязательства участников этих расчетов определяются в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. [1,2]
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства предприятия считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. [3]
Второй уровень системы нормативно-правового регулирования расчетов на территории РФ - это подзаконные нормативно-правовые акты федерального уровня.
Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным Банком РФ. Согласно указанию ЦБР «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя», лимит составляет 100 тыс. руб.
Нормативно-правовая регламентация порядка проведения безналичных расчетов основывается на Положении ЦБР «О безналичных расчетах в РФ». [8]
Третий уровень регулирования расчетных отношений - это положения по бухгалтерскому учету. Согласно ПБУ и бухгалтерской отчетности расчеты с дебиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Дебиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату. [6]
Четвертый уровень - внутренние локальные субъектов хозяйствования (учетная политика предприятия, приказы и распоряжения руководителя предприятия и пр.).
1.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
Для учета расчетов с покупателями и заказчиками в Плане счетов бухгалтерского учета предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К счету 62 могут быть открыты различные субсчета. [7]
На субсчете «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым кредитной организацией к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. На субсчете «Расчеты плановыми платежами» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками при наличии длительных хозяйственных связей с ними, если такие расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу, в частности расчеты плановыми платежами.
На субсчете «Векселя полученные» учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а в порядке расчетов плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в кредитных организациях; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок. [14]
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы отгруженных товаров, продукции, прочих активов, выполненных работ и оказанных услуг, по которым в установленном порядке признан доход.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей или при погашении дебиторской задолженности иными способами (неденежные расчеты и т.п.). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются на счете 62 обособленно.
На счете 62 отражаются также возникающие курсовые разницы, которые увеличивают (уменьшают) оборот по этому счету.
Теперь рассмотрим, как операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками отражаются в бухгалтерском учете.
Надо отметить, что отразить задолженность покупателя (заказчика) организация должна независимо от того, получила ли она от него деньги за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или нет. [15]
Если организация отгрузила покупателю товары (продукцию), то после того, как к покупателю перешло право собственности на них, в учете делается проводка:
Дебет 62 Кредит 90/1 - отражена задолженность покупателя за отгруженные товары (продукцию).
Если организация выполнила для заказчика работы (оказала услуги) и заказчик их принял, делается запись:
Дебет 62 Кредит 90/1 (91/1) - отражена задолженность заказчика за выполненные работы (оказанные услуги).
При поступлении от покупателя (заказчика) денежных средств или имущества в оплату задолженности делается проводка по кредиту счета 62:
Дебет 50 (51, 52, 10,. .) Кредит 62 - поступили средства от покупателя (заказчика) в оплату продукции, товаров, работ, услуг.
Глава 2. Особенности ведения учета с покупателями и заказчиками на ООО «Терминал»
2.1 Организационно-экономическая характеристика и учетная политика ООО «Терминал»
ООО «Терминал» является коммерческой организацией, образованное в 2007 году.
Целью создания являлось и является расширение рынка недвижимости, удовлетворение общественной потребности в потребительских товарах, работах и услугах и извлечение прибыли в интересах участников общества.
Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на основании устава Общества. В конце 2009 г. были внесены некоторые изменения в Устав в соответствии с законодательством.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--