Курсовая работа: Былины киевского цикла, как исторический источник
Введение
Глава 1. История изучения восточнославянского эпоса
§1. Донаучный период изучения былин. Открытие эпоса учёными
§2. Дореволюционные школы былиноведения
§3. Изучение былин в СССР
§4. Общие выводы спорящих школ
Глава 2. Архаические мотивы восточнославянского эпоса
§1. Языческая символика и атрибутика былин
§2. Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства
§3. Погребальный обряд в описании былин
§4. Образ жены правителя в былинах
§5. Сакральный образ правителя в былинах
Глава 3. Этнические особенности восточнославянского эпоса
§1. Облик древних русов в изложении былин
§2. Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах
§3. Обрядовая семантика пахоты
Глава 4. Географическая локализация восточнославянского эпоса
§1. Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы
§2. География и топонимика былин
§3. Былины и эпические предания западных славян
§4. Дунайская Русь в исторических источниках
Заключение
Библиография
Приложения
Русские имели эпос задолго до образования Киевского государства. На Киевскую эпоху падает его расцвет. Подобно тому, как советские историки не начинают русской истории с образования Киевской Руси, мы не можем начинать историю русского эпоса с образования киевского» цикла былин.
В.Я. Пропп
ВВЕДЕНИЕ
Любой исследователь былин, изучающий их применительно к истории России, сталкивается с проблемой их датировки. Изучение русского эпоса в целом – тема очень объемная и далека от завершения, как и любая наука. Почти всю вторую половину XXв. учеными велись дискуссии об отношении русского эпоса к истории. С одной стороны выступал академик Б.А. Рыбаков со своими последователями – М.М. Плисецким, С.Н. Азбелевым и др., с другой – В.Я. Пропп, фольклорист с мировым именем, которого также поддержали многочисленные ученики и последователи, в т.ч. и И.Я. Фроянов.
Рыбаков и его последователи отыскивали в былинах отражение событий и персонажей летописи, опираясь на имена. При этом не обходилось без натяжек, а неповторимость и своеобразие былин как исторического источника недооценивали. Всякое отличие отвергалось. Их соперники указывали на натянутость параллелей между былинными и летописными событиями и действующими лицами, делая из этого категорический вывод: эпос никаких исторических событий не отражает. В целом можно согласиться, что большинство сопоставлений былин и летописей – натяжки, но вывод о полной неисторичности былин представляется поспешным. В былинах содержатся сведения о чертах культуры и общественного устройства в былинной Руси, причём они настолько архаичны, что должны быть отнесены не к Киевской Руси, а к более древней культуре. Эти сведения последователями Рыбакова отбрасывались оттого, что те не укладывались в их концепцию, их противниками – потому, что филологи не могли верно оценить эти сведения.
В плане датировки одним из важнейших признаков является свободное ношение оружия в бытовой обстановке героями былин. В Московской Руси такой традиции не существовало, что исключает складывание былин в московский период. Ещё одним важным фактором датировки былин является непременное именование Киева столицей государства. В связи с этим и другими факторами верхней границей складывания былин будет являться первая треть XII в., как окончание периода существования единого киевского государства.
Русский героический эпос вобрал в себя общеславянские, праславянские и даже дославянские образы и мотивы, поэтому нижнюю границу нашего исследования установить очень трудно. Ориентировочно этой границей будет являться V в. Это Великое переселение народов, время бурных событий, которые не могли не отразиться в эпосе. В V в. впервые возникает на страницах средневековых сочинителей этноним «рус» («рос»). Именно V в. стал фактически стартовым моментом восточнославянского этногенеза, во время которого необратимо изменились социальные и бытовые реалии восточнославянских народов, отражённые в былинах.
Круг источников, касающийся темы нашего исследования необходим и достаточен. В соответствии со спецификой нашей работы, он включает в основном литературные источники. Это непосредственно сами былины, в которых можно выделить несколько главных пластов:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--