Курсовая работа: Человек выбирает профессию

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа на тему: "Человек выбирает профессию"

Выполнил Сеньшов И.А.

Студент 41 группы,

специальность физика-информатика проверил Сухов И.Н.

МОСКВА, 2008 ГОД


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 3

Родительская семья и выбор профессии. 5

Общеобразовательная школа и выбор профессии. 11

Набор профессий, вакансии. Выбор и отбор. Сознательный личный выбор 20

Заключение.. 28

Список литературы... 30

Введение

Профессиональное самоопределение молодежи - сложный, многофакторный и многоаспектный процесс. Разными сторонами этого процесса занимаются многие науки. Вопросам выбора профессии, профессиональной ориентации, начала трудовой жизни, жизненных путей молодежи посвящены многие научные исследования последних лет, научные статьи и книги. В этом реферате я стремился дать популярное изложение основных вопросов выбора профессии с социально-демографической точки зрения. Основное внимание уделено соотношению потребностей народного хозяйства в работниках разных профессий и профессиональных склонностей молодежи. Специально рассмотрены роль семьи и школы как главных "агентов" социализации и профессиональной ориентации подрастающего поколения, а также демографические аспекты выбора профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Выбор профессии - это, по существу, выбор жизненного пути, если хотите, выбор судьбы. Работа - главное содержание человеческой жизни. От этой области в большой степени зависят удовлетворенность человека своей судьбой и самим собой, его счастье.

Удачный выбор профессии - это моральная удовлетворенность, высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная "отдача". Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Не подчинение личного общему и не пренебрежение общественными интересами во имя личного, а именно сочетание этих интересов во имя общего блага - вот генеральный путь решения сложных проблем профессионального выбора.

В условиях развитого социализма и научно-технической революции для советской молодежи складывались объективно все более благоприятные предпосылки выбора профессии и жизненного пути в соответствии с призванием, склонностями, способностями личности. У нас давно ликвидирована классовая предопределенность профессиональных судеб, постоянно расширяется "веер" профессиональных выборов, увеличивается реальная свобода выбора занятий. К расширению свободы выбора ведут успехи социального развития, рост благосостояния народа, образования и культуры, сдвиги в отраслевой и профессиональной структуре народного хозяйства, особенно быстрые в условиях научно-технической революции.

Правильный выбор профессий - важное условие повышения производительности общественного труда, что особенно важно в условиях сокращения возможностей экстенсивного развития народного хозяйства. С другой стороны, повышается степень удовлетворенности работой и жизнью вообще, уменьшается возможность разочарований, связанных с первыми самостоятельными шагами. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Понятно, что общественное поведение высокоразвитой личности ценнее, чем малоразвитой. Все это создает объективные предпосылки для общего повышения качества жизни, сокращения разного рода асоциальных и антисоциальных явлений (пьянство, хулиганство, аморализм).

Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.

В мире профессионального разделения труда много сложных, малоисследованных и не всегда широко осознанных проблем.

Родительская семья и выбор профессии

В антагонистических общественных формациях судьба детей определяется главным образом социальным положением родителей. Хотя во всех развитых капиталистических странах существует заметная социальная мобильность, т.е. переход из одних социальных слоев в другие, размеры продвижения "вверх" обычно незначительны. Это хорошо видно по составу студентов. Так, относительные шансы поступления в вуз для молодых людей - представителей привилегированных и непривилегированных слоев в 60-е годы составляли: в Англии-4: 1, во Франции и Японии - 30: 1, в ФРГ - 48: 1, в Испании - 87: 1, в Португалии - 129: 1.

Для нашей страны характерна очень высокая социальная мобильность. Советский рабочий класс интенсивно пополняется выходцами из крестьян, интеллигенция - детьми рабочих и крестьян. Известно, что слой интеллигенции в дореволюционном населении Российской империи был очень невелик. В 1913 году высшее образование имело всего 136 тысяч человек. В начале же 1979 года в народном хозяйстве страны было занято 11,1 миллиона специалистов с высшим образованием. Так что практически почти вся советская интеллигенция вышла из рабочих и крестьян.

При всем том социальное положение родителей сказывается, разумеется, на социальном и профессиональном положении детей. В какой мере?

В кругах интеллигенции образованность весьма ценится. Дети из семей интеллигенции также ориентированы на образование. Между тем некоторая часть молодежи не стремится получить общее среднее и вообще среднее образование, учится лишь по обязанности, что, как хорошо известно, создает в средней школе определенные проблемы. По-видимому, отрицательная установка по отношению к образованию формируется у некоторой части подростков и под влиянием семьи.

Заметим, что выделить "чистое" влияние семьи на жизненные установки и систему ценностей детей едва ли возможно, ибо нынешний подросток находится в поле многообразных влияний: школы, сверстников, средств массовой информации. Тем не менее семья остается в подавляющем большинстве случаев главным "агентом" первичной социализации человека, т.е. процесса усвоения им основных норм и правил человеческого общежития, передачи обычаев, навыков, традиций.

Профессиональное самоопределение происходит на основе социальных позиций личности, профессиональная ориентированность молодого человека основывается на его социальной ориентированности. В основе отношения к тем или иным профессиям лежит отношение к наиболее общим социальным ценностям, в частности к труду вообще, труду физическому и умственному, жизни в городе и деревне, знаниям, социальному статусу и т.д. И если, скажем, деревенская девочка к 15 годам твердо решила, что жить она будет только в городе, а работа у нее должна быть обязательно легкая и чистая, то все усилия школы и общественности ориентировать ее на профессию, скажем, доярки в 16-17 лет, перед окончанием школы, будут тщетными. А основные жизненные установки молодых людей, как мы уже сказали, вырабатывает прежде всего семья.

Социальная стратификация в советском обществе потеряла тот смысл, который она имеет в обществе буржуазном, где объективно выделяются социальный "верх" и "низ" и где успех в жизни связывается обычно с вертикальным социальным продвижением "вверх", а перемещение "вниз" столь же определенно означает жизненный неуспех, если не катастрофу.

Советское общество идет, как известно, к социальной однородности, к изживанию социально-классовых различий. Социальных "верхов" и "низов" в нашем обществе нет. Однако субъективно каждый человек одно социальное положение предпочитает другому. Существуют и определенные массовые предпочтения, в частности, того положения в обществе, для занятия которого обязательно или желательно высшее образование. Это хорошо видно и из приведенных выше таблиц оценки профессий выпускниками средних школ. Однако возможности достижения определенного положения у выходцев из разных семей пока различны, даже при единых установках, при желании достичь одного и того же. Так, в советских вузах широко представлены все слои советского общества, однако относительная частота поступления в вуз у детей, скажем, интеллигенции и колхозников существенно различна. Кроме того, дети интеллигенции и колхозников по-разному распределяются между вузами, факультетами, специальностями. Среди последних больше доля поступающих в сельскохозяйственные, инженерные, педагогические вузы; среди первых - на гуманитарные факультеты и на те, после окончания которых больше вероятность работы в науке.

По-видимому, возможности семьи в ориентировании детей на определенные профессии неуклонно снижаются. Постоянно и быстро усложняется профессиональное разделение труда. Современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев прямая передача родителями своим детям профессиональных знаний и умений невозможна. А ведь традиционно именно такая непосредственная передача была основой трудового воспитания, подготовки новых поколений к трудовой жизни. В семьях трудящихся ребенок воспитывался в атмосфере трудовых забот и интересов взрослых и постепенно втягивался в трудовую жизнь, сначала посильно помогая отцу и матери, старшим братьям и сестрам, затем по мере сил исполняя все более трудные физически и более сложные работы.

Это было возможно до тех пор, пока семья оставалась производственной ячейкой. Нынешняя семья перестала быть таковой. Городские мальчики и девочки нередко совершенно незнакомы с делом, которым занимаются их родители, многие дети никогда не видели своих родителей на рабочих местах.

В этом отношении существенные преимущества имеет деревня. Сын сельского механизатора обычно хорошо знаком с работой отца, нередко знает сельскохозяйственные машины и умеет ими пользоваться. Ко времени окончания школы и даже восьмого класса сыновья сельских механизаторов умеют, как правило, и трактор водить, и на комбайне работать, и исправлять несложные поломки сельскохозяйственных машин. Знают, какие требования предъявляют те или иные сельские профессии к человеку, чтб они дают человеку в материальном и иных отношениях. Сельские подростки имеют более реальные представления о том, насколько они сами соответствуют требованиям, которые тот или иной вид занятий предъявляет к человеку.

Городские дети всего этого лишены. С рядом профессий они, конечно, знакомы, однако не с полиций работника, а с позиций того, на кого этот работник воздействует, с кем он так или иначе воздействует (профессии учителя, продавца, милиционера и т.д.). Разумеется, городской школьник понаслышке или вприглядку имеет некоторые представления о широком круге профессий, однако это совсем не те знания, которые помогают обоснованно, с пользой для себя и общества выбрать занятие. Семья здесь тоже мало чем может помочь, поскольку знания о профессиях у подавляющего большинства людей ограничены обычно лишь теми занятиями, к которым они сами имеют отношение. Несравненно больше роль семьи в социальной ориентации, в нацеливании детей на те или иные социальные позиции. Так, несомненно, что в ориентированности большей части сельской молодежи российского Нечерноземья на город сильно сказывается предпочтение города селу родителями, особенно матерями. Специальное обследование, проведенное в сельских местностях Орловской области, показало, что большинство сельских женщин и почти половина мужчин хотели бы видеть своих детей в городе. (Табл.1)

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 182
Бесплатно скачать Курсовая работа: Человек выбирает профессию