Курсовая работа: Деятельность педагога дополнительного образования
Оглавление
Введение
Глава 1. Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования как психолого-педагогическая проблема
1.1 Профессиональная ориентация школьников как одна из задач трудового воспитания школьников
1.2 Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования и ее организация
Глава 2. Деятельность педагога дополнительного образования по организации профессиональной ориентации школьников
2.1 Педагог дополнительного образования и характеристика его деятельности
2.2 Формы и методы, которые использует педагог дополнительного образования при решении задач профессиональной ориентации
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.).
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [16, c. 87]. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.
Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Именно эту работу и могут организовать педагоги дополнительного образования.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Кроме общеобразовательных учреждений работу по профессиональной ориентации школьников ведут учреждения дополнительного образования (ДО). Они также решают проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии.
Объект исследования – деятельность педагога дополнительного образования.
Предмет исследования – деятельность педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников.
Цель исследования – рассмотреть и проанализировать особенности деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать систему профессиональной ориентации школьников.
3. Описать формы и методы работы педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации школьников.
Методы исследования:
Анализ литературы.
Анкетирование.
Глава 1. Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования как психолого-педагогическая проблема
1.1 Профессиональная ориентация школьников как одна из задач трудового воспитания школьников
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии [11, c. 87].
Целью трудового воспитания в советской школе является формирование у учащихся сознательного отношения к труду. Достигается эта цель последовательным решением следующих педагогических задач [6, c. 34].
1. У учащихся нужно сформировать потребность в необходимости труда на общую пользу. Формирование такой потребности предполагает длительное целенаправленное включение учащихся в различные виды трудовой деятельности, создание воспитывающих ситуаций, в которых учащиеся могут испытывать моральную удовлетворенность от бесплатного, бескорыстного действия.
2. В условиях соединения умственного и физического труда создаются реальные предпосылки к развитию интеллектуального потенциала школьников, формированию у них потребности в непрерывном совершенствовании знаний, прежде всего в области фундаментальных основ наук, обеспечивающих научно-технический прогресс.
3. Сознательное отношение к труду предполагает наличие необходимых умений и навыков, облегчающих выполнение трудовых нагрузок и обеспечивающих качество изготавливаемой продукции. Нередко школьники хорошо понимают значимость и необходимость труда, но пасуют перед первыми трудностями, которые связаны с определенным напряжением рабочей позы, ритмом, в котором необходимо действовать, сложностью производственных операций и т. д. Закрепление необходимых трудовых умений и навыков, развитие настойчивости, аккуратности, сноровки, смекалки и других нравственных и волевых свойств личности сопровождает трудовой процесс.
4. Задача трудового воспитания в формировании трудовой деятельности школьников: высокой культуры, организации, четкости, точности, экономного расходования материалов и трудовых усилий, умения качественно выполнять работу, бережного отношения к материальным ценностям.
5. Формирование у школьников интереса к деятельности в сфере материального производства и стремления к приобретению производственных специальностей.
6. В задачи трудового воспитания входит профессиональная ориентация молодежи, своевременное ознакомление школьников с различными видами трудовой деятельности, с потребностями их экономического района в специалистах определенного профиля.
7. Задачей трудового воспитания является развитие организаторских способностей школьников, воспитание у них целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив, развитие умений сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, творчески оперировать полученными знаниями и умениями, передавать их другим людям; воспитывать различные коллективные формы труда, соревнования, взаимопомощи, с тем, чтобы развить чувство товарищества, взаимоподдержки, взаимоответственности.
8. В процессе трудового воспитания необходимо формировать нравственные качества личности, вырабатывать у школьников социально ценные установки на все виды трудовой деятельности. Особое значение имеет воспитание производственной дисциплины, трудолюбия, ответственности, социальной активности, инициативы и творчества. В системе перечисленных задач осуществляется психологическая и практическая подготовка учащихся к труду, происходит выявление их интересов, наклонностей и развитие способностей.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--