Курсовая работа: Денежно-кредитная политика в современной экономике
Выполнила: студентка Группы 99МЭК2
Пикалова В.А.
Проверила: Зуева Е.Г.
Оренбург 2000
Содержание.
Введение.
I. Основные направления денежно-кредитной политики.
1.1 Современные тенденции денежно-кредитной политики.
1.2 Цели денежно-кредитной политики.
1.3 Эффективность денежно-кредитной политики.
II. Монетарная политика и экономический рост.
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики.
III. Цели и результаты денежно-кредитной политики в1998г.
3.1 Российская экономика в 1998г.
Заключение.
Приложение.
Литература.
Введение.
Эту тему я выбрала потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем, что наша экономика развалена и продолжает разрушаться. Начинаешь задумываться, в чем причина продолжающегося развала. И по-моему мнению одной из самых важных причин является несовершенность денежно-кредитной политики.
В1998 году произошел финансовый кризис в следствии чего в Росси произошли различные перемены: начался отток капитала; увеличился государственный долг; тысячи людей остались безработными из-за резкого спада производства.
Сегодня денежно-кредитная политика имеет достаточно большое количество инструментов для реализации своих функций. И тут встает вопрос, насколько умело воспользуются Правительство РФ и Центробанк предоставленными инструментами.
Целью своей работы я и ставлю рассмотреть вопрос об эффективности денежно-кредитной политики, насколько она проявила себя в ситуации финансово-экономического кризиса 1998 года.
Я испытываю надежду, что проработка этой темы позволит мне лучше разобраться в системе денежно-кредитной политики государства, понять какие трудности испытывает Центробанк , на который возложена, одна из важных задач по поддержании стабильности национальной валюты.
1. Основные направления денежно-кредитной
политики.
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы правления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций;варьирует условия их продажи; различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.
В России в настоящее время существует три основные формы управления государственным долгом:
1. Добровольный рыночный кредит - размещение государственных ценных бумаг (государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ))на рынке.
2. Вынужденный квазирыночный кредит – рыночное оформление фактического государственного долга. Так, появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя Министерства финансов, которыми на Министерство была переоформлена задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы.
3. Кредит Центробанка Министерству финансов. Остаток такого кредита на начало 1996 г. достиг около 60 трлн. руб.
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым. Так, регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской — к ее сокращению. Итак, существует три основных направления кредитной политики, между которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь, поэтому меры, принятые правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер. Рассмотрим, наконец, сами инструменты, с чьей помощью государство воздействует на кредитный рынок, проводя намеченную денежную политику.
1.1 Современные тенденции денежно-кредитной
политики.
Главными особенностями техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижение цены государственного кредита.
Принципиальное отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и её отдельные агрегаты.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--