Курсовая работа: Диагностика в социальной работе

Содержание

Введение

1. Предмет социальной диагностики

2. Задачи и методы социальной диагностики

3. Критерии диагностики

4. Методики диагностики

5. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента

Заключение

Список литературы


Введение

Обратившийся за помощью в социальную службу человек с первых минут общения со специалистом ощущает заботу, участие, поддержку. Социальная работа предполагает сопровождение клиента до момента его выхода из трудной жизненной ситуации и представляет собой технологию, в основе которой – активизация потенциала клиента и резервных возможностей его окружения. На первом этапе работы проводится социальная диагностика. Социальная диагностика– это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Ежедневная практическая деятельность специалиста по социальной работе содействует улучшению жизни конкретного человека с помощью методов, отдельных техник, которые разрабатываются в соответствии с индивидуальными особенностями клиента и основываются на специфике трудной жизненной ситуации клиента. Социальная диагностика – интегративная технология, она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности социально! окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение yen хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сфер (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций. Потенциал социального окружения клиента способствует формированию волевых качеств, активной жизненной позиции иобеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повседневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи. Рассмотрев актуальность темы, поставим цель работы: рассмотреть диагностику в социальной работе: цели, этапы и способы проведения.

Задачи работы:

– рассмотреть предмет социальной диагностики;

– рассмотреть задачи и методы социальной диагностики;

– рассмотреть критерии диагностики;

– рассмотреть методики диагностики;

– рассмотреть социальную диагностику индивидуальных особенностей клиента.


1. Предмет социальной диагностики

Предмет социальной диагностики – особенности развития трудной жизненной ситуации. Структура трудной жизненной ситуации включает в себя:

действующих лиц, участвующих в происходящих событиях;

деятельность участников, которая привела к трудной жизненной ситуации;

переживания и интерпретацию клиентом случившихся событий.

Специалист по социальной работе изучает причины возникновения трудной жизненной ситуации, а также положение личности, которая подверглась воздействию неблагоприятных факторов. Во время проведения социальной диагностики необходимо учитывать объективную сторону ситуации – взаимосвязи клиента с окружающими людьми и субъективную – отражение этих взаимоотношений клиента с его социальным окружением, переживания, осознание этих взаимоотношений. Трудная жизненная ситуация – утрата личностью независимости в реализации своих потребностей под воздействием субъективных и объективных факторов.

К объективным факторам можно отнести: неблагоприятные экономические условия проживания; военные действия и конфликты; смерть одного из близких родственников; утрата здоровья; последствия экстремальных ситуаций (насилие, пожар, террористические акты); низкий уровень материальной обеспеченности семьи.

Трудная жизненная ситуация может сопровождаться и субъективными факторами, к которым относят: сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов; иждивенческую позицию; отсутствие ответственности за свои поступки; антисоциальные нормы и ценности, на основании которых клиент выстраивает отношения с окружающими людьми; конфликтные отношения с родственниками.

При исследовании трудной жизненной ситуации клиента специалист по социальной работе сопоставляет количество объективных и субъективных факторов. Если субъективные факторы преобладают, можно прогнозировать более длительный и более усложненный по содержанию процесс сопровождения клиента до выхода из трудной жизненной ситуации. Комплекс методов социальной диагностики позволяет сделать прогноз относительно вариативности его поведения в этот период. Выделяют конструктивные и – неконструктивные варианты стратегии поведения.

Конструктивный способ решения проблемыопределяют как достижение цели своими силами, обращение за помощью к другим людям, включеннымв данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем, тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее развития или решения (Е.А. Алексеева). Сюда же включают изменение своего отношения к проблемной ситуации (преодоление стереотипа неразрешенности проблемы, снятие состояния трагедии, формирование позитивного отношения к жизни, изменение в себе самом, системе собственных установок и привычных стереотипов).

Неконструктивные стратегии поведения– это различные способы психологической защиты вплоть до вытеснения проблемы из сознания; ее поверхностное рассмотрение; импульсивное поведение, эмоциональные срывы. Получить опыт конструктивного решения проблемы клиент может с помощью специалиста по социальной работе, семьи, других людей, имевших аналогичные проблемы. Совместная деятельность развивает волевые качества формирует умение посмотреть «со стороны» на сложившуюся ситуацию.[1]

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 711
Бесплатно скачать Курсовая работа: Диагностика в социальной работе