Курсовая работа: Диагностика внимания у младших школьников с нарушениями речи
Содержание
Введение
Глава I. Особенности внимания у младших школьников с нарушениями речи
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением речи
1.3 Особенности и способы развития внимания у младших школьников с нарушениями речи
Глава II. Диагностика внимания у младших школьников с нарушениями речи
2.1 Общая характеристика методик обследования детей с нарушениями речи
2.2 Пример диагностики развития внимания
2.3 Пример готовности к обучению
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, вызывающие эти трудности, многозначны, решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной, массовой школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор - овладение навыком чтения.
Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Не читающий ребенок, подросток - это катастрофа школы, общества.[1]
Этап приспособления к школе является специфическим для младшего школьного возраста и во многом определяет как динамику становления личности, так и общее психическое развитие. При поступлении в школу к ребенку предъявляется система внешне нормированных требований, как к социальному индивиду, т.е. от него ожидают способностей, навыков, знаний, которые делают возможным его участие в учебной деятельности, общении с одноклассниками и учителем. Эти требования безлики, так как обращены ко всем детям и имеют специфические характеристики в каждый конкретный исторический период. Ребенок чувствует себя на уровне занимаемого положения тогда, когда для выполнения всех внешних требований у него имеются адекватные возможности. Только в этом случае он будет испытывать эмоциональное удовлетворение от пребывания в школе. В данном случае речь идет о социально-психологическом аспекте адаптации, которая служит, с одной стороны, довольно точным индикатором различных дефицитов и отклонений в развитии, сформировавшихся у ребенка в дошкольном возрасте, а с другой стороны, выступает в качестве условий, определяющих динамику дальнейшего психического развития и становления его личности в целом.
Чрезвычайно важной становится проблема овладения устной и письменной речью, что способствует успешному овладению знаниями. Развитие речи определяется потребностью ребенка в общении. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. [2]
Логопедическое обследование детей с речевыми расстройствами строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития предполагает воздействие на все стороны речи. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологической симптоматики) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи.
Комплексное всестороннее обследование и оценка особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием комплексного воздействия является согласованность действий логопеда-дефектолога и невропатолога при обследовании и постановке диагноза.[3]
Цель исследования: проанализировать особенности внимания младших школьников с нарушениями речи.
Предмет исследования: логопедия
Объект исследования: младшие школьники с нарушениями речи.
Задачи: 1) Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста.
2) Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников с нарушениями речи.
3) Познакомиться с особенностями и способами внимания у младших школьников с нарушениями речи.
4) Дать общую характеристику методики диагностики детей с нарушениями речи.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--