Курсовая работа: Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации у младших школьников
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретически основы формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий
1.1 Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников
1.2 Психолого-педагогические условия формирования мотивации в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности домашних заданий в начальной школе
Глава 2. Проектирование опытно-эксперементальной работы по формированию учебной мотивации у младших школьников деятельности
2.1 Диагностика учебной мотивации младших школьников
2.2 Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. В настоящее время наше общество требует от школы повышения качества обучения и воспитания.
Проблема формирования мотивации учения лежит на „стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию школьника.
По мнению Марковой А.К., «Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними»[10, с. 36].
Учителю важно выяснить, почему именно ученик не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась.
Рассматривать данный вопрос в настоящее время просто необходимо. Не смотря на множество методов формирования мотивации учения младших школьников, используемых нашими педагогами, мотивировать ребенка на учение важно и нужно через домашнее задание. Необходимо предложить детям такие задания и упражнения, которые он будет выполнять с удовольствием. Это привьет ему чувство любви к учебе, самостоятельности и ответственности.
Цель исследования – определить педагогические условия, при которых домашнее задание будет способствовать формированию у младших школьников учебной мотивации.
Объектом исследования является процесс формирования учебной мотивации у младших школьников. Предметом же исследования будут выступать педагогические условия использования по формированию учебной мотивации у младших школьников.
Для достижения же этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) раскрыть сущности понятий: «мотивация», «домашнее задание»;
2) выявить мотивы, лежащие в основе учебной мотивации младших школьников;
3) рассмотреть психолого-педагогические условия развития мотивации в младшем школьном возрасте;
4) раскрыть особенности домашнего задания в начальной школе;
5) подобрать диагностические методики по выявлению уровня учебной мотивации младших школьников;
6) обосновать и раскрыть педагогические условия учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий.
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школьников учебной мотивации будет эффективнее, если при использовании домашних заданий будут соблюдаться следующие педагогические условия:
1. Соблюдение определенного порядка выполнения домашних заданий;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--