Курсовая работа: Джамбаттиста Вико итальянский философ и историк

Введение …………………………………………………….. 3

Глава 1. Биография Джамбатисты Вико ………………….. 6

Глава 2. История как наука: методология Вико ………… 10

Глава 3. Философская концепция Вико в споре с Декартом. Вико и просветительская традиция ………………………………… 13

Глава 4. Теория цивилизации Вико. Идея круговорота … 15

Заключение ………………………………………………... 23

Список источников и литературы ……………………….. 26

Примечания ……………………………………………….. 27


Введение

Наш мир подобен колесу, что вверх и вниз стремит судьба... Так плотник мастерит равно и колыбели и гроба: Приходит сей, уходит тот, а он работает всегда.

В XVIII веке началось разрушение христианского видения и истолкования истории. Неаполитанец Джамбаттиста Вико (1668 – 1774 гг.) сформулировал принципы исторического развития, стоявшие вне августинской традиции. Он, по существу, явился родоначальником современных концепций исторического развития и создал историю как науку, в которой просматриваются параллели с разработанным Фрэнсисом Бэконом научным методом. История переживала в то время "кризис доверия". Точные науки - математика, физика и астрономия - возвысились над историей. Ее считали менее достойной изучения, к ней относились свысока. Такие взгляды, например, были присущи Декарту. Их разделяли многие мыслители той поры. Вико был не согласен с Декартом. Он поставил перед собой задачу показать на фактах, что истина есть истина, раскрывается ли она с помощью естественнонаучных методов или путем изучения истории. В своем сочинении "Новая наука" (1725 г.) Вико предложил широкий план совершенно нового направления мысли: исследование элементов для определения общих моделей. "Новая наука" Вико была вехой на пути развития истории как компаративной (сравнительной) науки.[1]

Цель данной работы – охарактеризовать историко-философскую методологию Вико.

Задачи:

1. Кратко охарактеризовать основные вехи биографии Вико.

2. Изучить выдвинутую Вико идею объективного характера исторического процесса.

3. Проследить полемику Вико с Р. Декартом , противопоставление общего разума индивидуальному.

Основным источником являются сочинения Вико.[2] «Как писатель Вико представляет собой загадку»,[3] - отмечает М. Лифшиц. Первое издание его основного сочинения вышло в 1725 году, второе - пять лет спустя, а третье, переработанное и дополненное, появилось уже в 1744 году после смерти автора. Книга Вико совсем не похожа на произведения писателей просветительной эпохи. Ее очень трудно читать. Вико неразборчив в выражениях, косноязычен, его рассуждения о всемирном потопе, о достоверности библейских сказаний, о преимуществах христианской религии никого не могут теперь соблазнить. В рецензии "Лейпцигского журнала" (1727) было написано, что "Новая наука" является апологией католической церкви.

Сама работа Лифшица, характеризующая подход Вико к истории, достаточно основательна и интересна. Но Лифшиц, написав статью в 1936 г., большую часть сносок ставит на классиков марксизма-ленинизма и зачастую анализирует не столько историческую концепцию Вико, сколько историческую концепцию марксизма-ленинизма.

Из современных работ внимание особенно привлекла работа В. Н. Курятникова «О двух подходах в освещении истории: духовном и светском», размещенная на сайте http://samara.orthodoxy.ru/Hristian/Kuryatn.html, в которой автор рассматривает эволюцию методов исторического познания и в том числе рассматривает концепцию Вико, характеризуя ее как соединение линейной и циклической концепций подхода подъема и упадка цивилизаций и одна из первых универсальных моделей в этом плане.


Глава 1. Биография Джамбатисты Вико

???????????? ???? ??????? ? ??????? 23 ???? 1668 ?. ? ????? ????????? ????????????. ?????? ????? ??? ????????? ???????????? ???????? ?????, ?? ????? ???????? ???????? ?????, ????? ?????????? ???? ???????, ?? ???? ??? ?????? ??????? ?????????? ? ???? ???????,[4] - ????? ? ????? ????????????? ??? ????.

Закончив школу, он стал изучать философию вместе с номиналистом Антонио дель Бальцо. Неудовлетворенный формализмом преподавания, он прекращает регулярные занятия и занимается самообразованием и чтением. Таким образом, он стал "ученым пустынником в стороне от забав молодости как породистый конь, обученный в войнах, вдруг оказался забыт брошенный на деревенском пастбище".

Последователь Скота Джузеппе Риччи спустя некоторое время посвятил его в премудрости гражданского права в школе при университете Неаполя. Однако вскоре пришлось прекратить и эти штудии, ибо "душа не выносила шума судебных распрей". По приглашению одного знатного господина он стал гувернером его внуков в замке Чиленто, где все располагало к здоровому образу жизни и плодотворным занятиям.

В тамошней библиотеке он изучил Платона и Аристотеля, Тацита и Августина, Данте и Петрарку, присоединился к метафизике истории и литературы. Когда в 1695 г. он вернулся в Неаполь, то почувствовал себя чужестранцем. Аристотель после схоластических переделок обрёл лубочные черты, никто не хотел обсуждать оригинальность его наблюдений. По экономическим соображениям он подал на конкурс на замещение вакансий по кафедре риторики Неапольского университета.

Затем начались годы преподавания, а в 1693 г. он стал лауреатом, написав несколько работ об "Обучении" Квинтилиана ("О положении дел"). Эти годы для Вико были особенно плодотворными. Выступая с речами-посвящениями на академических собраниях, с 1699 по 1708 г. он оттачивал свое мастерство и с блеском критиковал теоретические позиции так называемых новых ученых. Среди речей исторической стала седьмая: "О научном методе нашего времени", - опубликованная автором на свои средства.

Здесь мы находим замечательные педагогические интуиции Вико проницательную критику картезианского метода и наметки новой интерпретации истории. С 1713 по 1719 г. Вико посвятил изучению работ Гуго Гроция, в особенности "О праве войны и мира".

По заказу одного герцога он написал историческое исследование "Четыре книги о подвигах Антонио Карафы", опубликованное в 1716 г. Он также принял участие в грандиозной работе под названием "О древнейшей мудрости итальянцев, извлеченной из источников латинского языка" в трёх книгах: "Liber metaphysicus", "Liber physicus", "Liber moralis". Опубликованная в 1710 г., работа была раскритикована "Литературным итальянским журналом" с филологической точки зрения.

Вико, уже собравший большой материал, вынужден был остановить работу. Семейные заботы, капризы жены Терезы Катерины Дестито, наконец, нужда заставили заняться частными уроками, мелкими заказами случайного характера. Как отмечает М. Лифшиц, «Его жизненный путь вполне обычен. Добрых девять лет он провел в зависимом положении домашнего учителя. Заботясь о пропитании большой семьи, Вико сочиняет оды "на случай", свадебные поздравления, хвалебные биографии. Наконец в 1697 году ему удается получить должность профессора риторики Неаполитанского университета. Отсутствие нужных связей, неумение поладить с начальством, гордость великого человека, которому пришлось унижаться перед учеными ничтожествами, - все это помешало ему занять кафедру юриспруденции, по тем временам наиболее важную в университете».[5]

Но, движимый неиссякаемым интересом к истории права, он написал в 1720 г. конкурсную работу "О единственном начале и единственной цели всеобщего права". Вскоре появляются его работы "О неизменности философии ", "О неизменности филологии ", "О неизменности правоведения". Их новизна и оригинальность остались непонятыми современниками. Философ с горечью констатирует профессиональное фиаско, уже не надеясь найти своего места в отечестве.

Однако вопреки провидению, перекрывшему, казалось бы, все пути к заслуженному успеху и даже достойному существованию, Вико мужественно принимается за новую работу под названием "Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются также новые основания естественного права народов" (известна более под названием "Новая наука"). Книга, как и следовало ожидать, вызвала большую критику и мало понимания и сочувствия.

Впрочем, Вико спасло убеждение, при прочих равных условиях он оказался "более удачливым, чем Сократ". Затем, по просьбе Джована Артико ди Порчиа в 1725 г. Вико написал автобиографию "Жизнь Джамбаттиста Вико, написанная им самим", серию портретов современников. Первая её часть вышла под редакцией Анджело Калоджера в 1725-1728 гг. - "Собрание научных и филологических фрагментов".

Вторая часть была написана в 1731 году, а опубликована только в 1818 г. Второе издание "Новой науки" опубликовано в 1730, а третье, с дополнениями и стилистическими модификациями, - в 1744г. Принятая с восторгом в Италии, работа осталась незамеченной в остальной Европе. Он достиг преклонного возраста, изнурён многочисленными трудами, измучен заботами о доме и жестокими судорогами в бёдрах и голени, порождённый какой-то странной болезнью, уничтожившей у него почти всё находящееся внутри между нижней костью головы и нёбом. Тогда он совершенно отказался от занятий и подарил отцу Доменико Лодовичи (иезуиту, латинскому элегическому поэту) манускрипт "Примечаний к первой "Новой Науке".

Неудачная судьба книги, завистливое отношение коллег-профессоров, не принимавших его философские взгляды, болезнь дочери, тревога за сына, совершившего преступление - всё это подточило и без того слабое здоровье. Со словами: "Сын мой, спаси себя", - в момент исполнения судебного решения о тюремном заключении философ навсегда простился с сыном. Со словами покаяния перед Небом и Богом в январе 1744 г. 76 лет от роду Джамбаттиста Вико ушёл из жизни, оставив в наследство университету гораздо менее даровитого сына.[6]


Глава 2. История как наука: методология Вико

Вико был одним из первооткрывателей истории, как обладающего объективным характером процесса. Философ считал, что надлежит исследовать именно этот мир, поднимая один пласт за другим и перерабатывая их как сделанные, можно достичь знания не менее точного и ясного, чем геометрия и математика. Однако открывая эту новую главу, необходимо понять принципы и методы выведения науки из того, что было до сих пор обледенелой массой, погребенной и забытой всеми.

Речь идёт о науке, похожей и вместе с тем превосходящей геометрию. "Эта наука должна освоил" нечто сверх элементов геометрии, имеющей дело с величинами, реальность которой точки, линии, плоскости, фигуры. Её доказательства как бы сродни божественному, они должны преисполнить тебя, читатель, упоением неземным, ведь в Боге знать и делать есть одно и то же". Во время Вико, история не считалась серьёзной наукой, которую следует внимательно изучать.

Она трактовалась как школа морали, проблемы научности её деталей не возникало, ведь что за наука - мораль? Вопреки всем Вико объявил: история не наука, но может и должна ею стать. Ведь этот гражданский мир сотворён людьми, а потому более других предметных сфер реальности научно объясним и подлежит систематизации. Но все это возможно лишь после отказа от неверных методологических предубеждений.

История с точки зрения самих историков Вико также мало удовлетворяет, как и история , увиденная глазами философов. Бесконечные противоречия и фальсификации, сомнительные принципы истолкования историографами использовались часто произвольно - всё это Вико называет "национальным чванством" и "ученой спесью". Важнее всего показать, что именно их нация раньше других пришла к цивилизованным формам жизни, что записано в памяти народа с сотворения мира.

Такими находит Вико реконструкции событий Геродота, Тацита, Полибия, Ливия - чересчур много сыновней любви к родине. Современных историков Вико упрекает в буквализме и однобокой интерпретации исторических документов, но тем не менее, они выработали достаточно стройную систему, из которой также можно извлечь пользу. Вико называет привычку распространять на отдаленные эпохи представления и категории, типичные для нашего времени - "концептуальным анахронизмом".

Вообще анахронизм - это устаревший взгляд или обычай, пережиток старины или отнесение какого-либо события к более древнему имени. Утрата чувства исторического времени, как и преувеличение рациональных возможностей, - это ошибки историков разных поколений. Вико не согласен с Бэконом, когда тот говорит о "несравненной мудрости древних", не потому, что недооценивал мудрость древних, а потому, что Бэкон не усматривал различия между идеалом мудрости древним и новым. Что же касается древней римской истории, то Вико был резко против толкования её документов в терминах "народ, царство, свобода" в современном значении этих слов, без старого понимания того, что "народ" - это "патриции", а "царство" - это "тирания".
К примеру, "Законы Двенадцати таблиц" (древний римский кодекс законов)

Вико трактовал как простое воспроизведение афинского кодекса. Во-первых, вряд ли корректно представлять римлян естественными наследниками греков, во-вторых, ещё более сомнительно читать "Двенадцать таблиц" на категориальном языке эпохи, во всем чуждой древнеримской. Отвергая все, Вико начинает с нуля: "Ничто не вытекает само собой из накопленной эрудиции".

Исторические реконструкции неадекватны, ибо их теоретические предпосылки недостаточны. Таким образом, Вико, как основоположник историзма, хотел показать, что исторический процесс носит объективное значение и имеет провиденциальный характер. Провиденциализм, приверженцем которого считался Вико, - это религиозно-философское учение, интерпретирующее исторический процесс как осуществление замысла Бога.
История основана на предвидении Бога, продумавшего жизнь человеческого рода от начала до конца, и отсюда, Вико заключает, что смысл истории находится в ней самой.


Глава 3. Философская концепция Вико в споре с Декартом. Вико и просветительская традиция ??????? ?????? ????????? ???? ??? ??????????? ? ??? ???????????? ?????, ???????????? ??? ? XVII ???? ????????.???? ?????????? ????????? ? ?????? ???????? ?????????, ?? ?????? ??????? ??????????????? ???????? ???????????? ????????, ?? ???? ????? ?????? ?????????????? ???????? ????? ?????, ??????? ?????? ?????? ?????? ???????, ?????? ?? ?????????????? ?????? ?? ?????????? ????????????? ? ????????, ???????? ? ?????????? ???????, ?????? ? ?????????? ???????? ? ?????????? ?????? ?????? ???????????? ????????????? ? ??????. ???? ?? ?????? ????????? ?????????? ? ??????? ???????????? ??????????????, ??????????? ?? ??????? ????????? ?????, ?? ???????? ?????, ??? ? ?????????????? ? ??????? ???? "???? ???????????? ? ??????????? ?????" ??????????? ?????-?? ?????????? ??????????, ???????? ??????, ??? ?????? ?? ??????. ? ??? ?????????? ?????????????? ???? ?????????????? ????????? ??????, ? ????????? ??????? - ???????????? ??????????? ?????????. ???? ??????????? ?????? ?? ????? ? ????????? ????, ??? ?????? ???? ??????, ??? ?????? ?????? ? ??? ?????? ????? ?????? ????????? ??????? ?????, ???, ? ???????? ??????, ?? ?????????? ??? ????????. ??????????? ???????????? XVIII ???? ?????????? ??????? ????????, un beau tapage, ? ????? ?????????. ????, ????????, ???????????? ????? ??????????? ??? ?????????, ?????????? ????? ???????? ????????? ???????????? ???????????? ?????? ??????. ???? ?????????? ??????????? ?? ??????????????, ??? "????? ?????" ???????? ????? ???????????? ? ?????????? XVIII ????.[7] ???? ??????????? ????? ??????????? ??????????? ? ?????????? ??????????? ??????? ????. ???? ?????????? ?? ????????? ? ????? ??????? ???????????????? ?????????? ? ??? ????????, ? ????? ?. ??????. ? ?? ?? ???????? ?????? ?????? ? ???? ??????????? ??????? ????????? ???? ????????? ??????? ????. "????? ?????" ?????????? ???? ?????????? ???????????? ????????????? XVIII ????. ?? ??????? ???????? ??????? ?? ???????? ???? ?????????? ???????? ????????, ?????, ?????????, ?????. ????? ? ???????? ????????? ????? ??????????? ???? ???????? ????????????? ??????? ?????????? ? ??????, ?????????? ?????, ???????? ? ??????????? ?????? ????? ?????? ????????.[8]
Глава 4. Теория цивилизации Вико. Идея круговорота ???? ???????? ??????????? ?????? ???????? ????????. ???????? ??? ?????????, ????? ????????, ?? ??????? ?????????? ??? ?? ????? ????? ???????????? ?? ?????????? ? ???????????, ??????? ????????? ?? ?????????? ?????? ?? ????? ?????? ???? ? ????? ?? ??????? ??????????? ?????? ????? ? ????? ???????????. ????????????? ? ??????????? ???????? ????????????? ???? (?????????????? ???????? ?????) ???????? ???????????? ?????? ????????? ????. ?? ??? ????????????? ?????? ? ???? ??? ?????????????, ??????? ????????? ????? ??? ????????? ???????? ?? ??? ?????????????? ??????? ? ????? ??? ????? ???? ?????????? ????????????. ???? ???????? ?????? ???????? ??????? ????????????? ???????? ? ?? ????????? ????????? ??????????-???????????? ?????????????? ????????? ? ???? ???? ??????? ??????????? ????????. ?? ??????????? ??????, ??? ??????????? ??? - ????? ?????? ???????????, ?????????? ? ???????, ??????????????? ????? ? ??????? ????????????, ??? ??????? ???????? ? ?????? ???????????, ????????? ? ????? - ???????? ????? ??????????????? ????????, ???????????? ?????, ?????????????? ? ??????????? (???????? ??????? ???????? ?? ?????, ? ??????? ? ????). ???? ???????? ??????????????? ????? ????????. ??????? ????????? ????????? ?????? ?????????????????? ?????????????, ??????????? ? ?????????? ?????? "????? ?????", ??????????? ????? ?????? ??????????? ???????????????? ?????. ????????? ? ???????? ????????????? ? ???? ???????? ????????????, ????????? ?? ???????. ?? ?????? ? ??? ???? ??????????? ? ???, ??? ?????? ?????????? ??????????? ??? ?????? ???????????? ?????????? ???????? ?????????? ??????????. ?? ??????????????? ??????????? ????????????.?????? ? ??????????? ??????????? ????? ?? ???????????? ????? ???????? ???????????? ??????? ??????????, ???????? ?? ????? ??????? ???? "?????????? ?????, ??????????? ?? ?????? ??? ???? ?????????? ??????". ?????????? ????????????? ???????? ????? ???????? ???????????? ???????, ?????????? ???????. ?? ???????? ?? ??????????? ????????, ?????????? ?? ????? ? ????????????? ???????, ????? ???????????????, ????? ??????? ? ???????-???????????? ????? ??????????? ?????, ??? ?????? ???????? ?????????, ???????????? ? ????????? ??? ????? ???? ????? ??????????? ? ?????????? ? ???????? ????????????, ??? ??????????? de more geometrico? ?????? - "????? ?? ????? ???????".???? ??? ?????????? ???????????? ????????? ??????????? ?????. ?? ????? ?????? ?? ????????? ??? ????????????, ??????? ???????? ????? ?????? ? ??????? ???????????? ?????????. ?????? ? ???? ???????? ??? ??????????? ??????????????. ????? ??????????? ?????? ????????????, ?????????? ?????????, ? ?????? ? ??? ???????? ?????????? ? ????????????. ?? ??? ?????? ????????????. ???????? ??????? ? ???????????, ???????? ??????? ???????? ???? ? ???????, ?????????? ??????? ?????? ??? ?????????? ????????. ??????? ???????? ????????? ???????????? ??????, ? ??????? ???????????? ? ???????."????? ???? ??? ?????????????? ? ???????? ??????????? ????? ?????????? ???????????? ????? ? ?????? ????????? ?????? ??????????, ????? ???? ??? ????????? ?????? ? ????? ?????? ?????? ???? ?????????????? ?????????? ???? ? ????????? ???? ???????????? ??????? ?? ???????????, ????? ???????? ??????, ???????? ????????? ? ??????????? ?????, ? ?? ???????? ??????????? ????? ???????? ????? ????????".[9] ????????????? ???????, ??? ??? ????????? ??????? ??????????????! ??????????? ????????? ?????? ????????? ??? ????????? ?? ?????? ?????????? ???????, ????????? ? ?????? ???????. ?????????? ????? ???????? ?? ??????? ??????, ???????????? ?????????????. ? ??? ??? ??????? ??????? ?????????? ??????? ??? ?????????????? ? ????????? ????????????? ????? ???????. ?????????? ??????????? ??????, ??????????? ?????????? ???????? ??????????????? ??????, ?? ????????, ??? ???? ??????????????, ???????? ? ????????? ???????, - ?????????? ? ??????????? ?????? ?????, ????????? ?????? ???????????? ??????. ??? ??????????? ???????? ? ?????? ??????????, ?????????? ????????, ?????????. "??? ? ?? ??????? ?????????? ??????, ?????????? ????????? ????????? ?????, ? ?? ??? ??????? ? ????????????, ?? ??? ??????????? ???? ???????, ??? ??? ?????????? ?????? ??????, ??? ???????????? - ??? ??, ??? ??? ????????????, ?? ???? ????? ????; ?????????? ?? ????????? ?????, ??? ???????????? - ??? ??, ??? ??? ????????????, ?? ???? ??, ??? ????? ? ???? ???????????? ? ??????, ?? ????????? ?????? ??? ????????? ????".[10] ?????????????? ???????????? ???????????? ???????? ? ??????? ??????????? ???????; ?? ???????? ????????? ????? ?????????????? ?????? ??????????? ?????????????? ??????????. ??? ?????? ???? - ?????????. ?? ? ???? ?? ???? ??????????? ??????? ????? ????????? ????, ??? ?????????????? ??????? ???? ?????? ?????? ? ???????. ??????? ???? ???????? ??????????? ????????????????????. ?????????, ??? ???????????? ??????? ?????????? ??????? ????????? ??????????? ??????? ???????????, ???? ???????? ???? ??????? ? ????? ????????? ???????? ?? ???????????? ? ???????? ?????????? ? ???????????? ???????? ??????????????? ??????. ???????? ???? ????? ???????????? ??????? ?????? ???? ????, ?????????? ?? ?????????? ?????????? ???????????? ????. ????? ???????? ???, ?? ????????? ??????????! ?????? ? ???????????????? ???? ??????? ????? ??????????????? ? ???????? ????????????????? ??, ??????? ?????????? ? ?????? ?????? ????? ??? ????? ????????. ? ????? ?????????? ? ??????? ??????? ???? ?????? ? ????? ???????????, ??? ??? ????????? ????? ???? ? ??????? ???????? "???? ?? ????". ?? ?????????? ???????????? ???????, ? ????????: ??????????? ?? ???? ???????????? ????????????? (?????? - ??????????? ?????) ???????? ???????, ?????????????, ??????????? ??????????. ??? ?????????? ?? ?????????????? ??????, ?? "????????????? ?????????? ?????? ? ????????? ???????? ????? ??????? ?????, ??? ???? ??????? ?????? ???????".???? ??? ???????? ????? ????? ???????, ?? ?? ????? ?? ????? ???? ?? ?????? ????????? ?????????, ?? ??? ?????????? ?????????????? ?????????? ????????? ?????????? ??????, ??????? ?????????? ???????????? ??????. ????, ????? ???????? ??????????? ?????, ?? ?????????? ????????? ??????, ?? ??? ???????? ??? ????, ?? ?? ???????, ??? ???????????? ????????? ????????? ?????????????? ?????? ????????? ??????-?? ??????? ?????????????? ??????.??????? ?????? ?????? ???????? ?? ???????????, ???????? - ?? ?????????? ?????????, ?????????? ?? ?????????. ? ???? ?????? ? ?????? ???? ????? - ?????, ?????????? ?? ?????????????. "? ??? ???????????? ?????????? ??????; ??? ???????? ???????, ?????, ??? ?????????? ?????, ?? ?????? ?? ???????? ?????????? ?????? ?? ???? ???, ???? ??????? ?????? ??? ???? ?????????? ??????. ??? ?????? ???????????? ??????, ?????? ??????????????, ? ?????? ? ????????? ? ??? ?????? ???????????????? - ???? ????????, ?????????????? ??????????? ???????? ????????? ? ??? ???? ?????? - ???????????? ????????, ??? ??????? ? ?????? ???? ????? ???????????? ?????? ???? ???? ??????? ? ??????? ???? ???????????? ?????? ??????? ? ????". ????? ??????? ?????? ??? ??????????? ???????? ??????? ? "?????????? ???? ?????????". ??, ??????????, ? ??????????? ????????? ????? ???????? ?? ???????? ??????????? ???????????? ??????????? ????? ??????????? ????????????? ??????????.???? ????????? ????????, ????????? ?? ????????? ????????????, ? ?????????????? ???????? ???????????? ?????? (??????? ????? ??? ????????? ??????????). ?????? ???????? ? ????????? ?????? ????????? ???????, ??? ??? ??? ????????? ???? ??????????????, ???????? ?? ????????? ? ??? ?? ??????? ???????? ??????. ????? "????? ?????" ?????? ??????? ??????????? ???????? ?? ??????? ??????????? ?????????? ????? ??????????? ??? ?????????????? ????. ??? ????????? - ??????? ??????? ???????????? ??????????, ??????? ??????????????? ?????? ? ???? ?????????? ????????????? ??????????? ???, ??????, ? ???? ??????. ??? ???? ??????? ???? ???? ??????, ??? ?????????? ???????? ?????? ??????????? ????????, ? ?????? ? ???? ???????????? ????? ??? ???????????? ? ????????? ? ?????????? ?? ?????????????? ????? ??????????? ?????????? ????????? ?????? - ? ????????.???????? ???????????? ?????????? ?????? ? ???????? ?????????????? ???????????? ???????, ??????? ??? ?????? ??????? (??? ???????????? ?? ?????? ? ?????????? ???????? ???????????, ?? ? ? ???????????? ? ???? ??????????? ????????). "??????? ?????? ?? ????? ??????? ????????????????? ??????????". ? ??????????? ????? ????????, ??? ????? ????????? (?? ? ??? ???? ????????? ?????? ?????????????????? ????). ? ???????? ??????? ???????? ???, ??? ????? ?????? ????? ??????????. "??????? ????? ?????? ? ??????????, ??? ????? ? ????? ?????? ?????????? ?????? ??????, ???????? ???????, ????? ??????????, ?? ??????????? ??????? ?? ????? ?????? ???? ???????????". ??????? ???????, ?????????????? ???????? ????? ????? ????? ???????? ????????????. ??????? ?? ??? ???????? ?????????????? ???????? ???????? ?? ??????????? ?? ???????????? ??????? ??????? ?????? ? ????????? ????????????? ?????????, ???????????? ??????????? ?? ????????, ???????????? ??????????? ?????, ?????????? ?????? ????????? ???????, ?????? ? ??????? ?????????????? ???????? ??? ??????????????? ???????????? ???????? ??????????? ???????? ??, ?? ?????? ??????? ??????????? ?????? ????? ??????? ? ????????? ??????????, ??????? ?????????? ?????, ??? ?????????? ????? ?????? ??? ?????. "??? ??? ??????, ??????? ??????, ???????? ?????? ?????? ? ?????? ?????? ??????? ? ???????????, ??? ??? ??? ????? ? ????????? ??????? ???????????? ???, ????? ???????, ?????, ??? ??????? ???, ??????? ??????, ???????? ? ?????? ??-?? ?????? ??????, ??????????? ? ???????, ????? ??? ????? ? ????????? ?????? ? ???????? ????????????????, ??? ????????????? ???????? ??? ?????? ??????????????????? ? ?????????? ???? ???????, ????? ???? ????? ???? ???? ?? ????? ???????, ??? ??? ?????? ?? ??? ?????????? ???? ?????? ???????????? ??? ??????, - ????? ??????, ? ???? ????? ?????, ??-?? ??????? ????????? ?????? ? ??????????? ??????????? ???? ???????? ?????????? ?????? ? ????, ? ???? ? ? ???????????? ???????. ????? ? ??????? ?????? ????? ?????????? ??????????? ????????? ?????? ????????? ???????? ????, ??????? ??????????? ????????? ??????? ????? ?????? ?????????????? ???????, ?????? ???? ??? ?? ????? ????? ??? ???????? ??????? ?????????? ??????: ???? ??? ?????????? ???????????? ???????????? ???????, ?? ??????? ????? ???? ?????????? ??? ???????, ??? ?????????????, ? ?????????? ????????? ? ?????? ???????????, ??? ???????? ????? ? ??????? ???????? ?? ????? ? ????????? ????? ??????? ? ??????.??????? ?????? ?? ????? ??????????? ??????, ??????????? ? ???????? ?????????? ????????? ???????????, ????????? ?????? ? ???????, ??? ?? ????????? ?????? ???????, ????????????, ??????????? ? ???????, ?? ???? ???? ???????????? ????????? ???????????.[11] ??? ???????? ? ???? ?? ????? ????????? ??????????? ??????? ???????????? ?????? ? ????????, ?????????? ?? ????? ? ???????. ??? ???????? ??????? ????????, ?? ????????? ??????, ??????? ???? ?? ???? ??? ????????-??????????????? ????????????, ??????? ? ??????? ???????? ? ??????????????, ? ????????? ????? ????????????? ???????????. ??????? ??????????? ??????, ???????? ??? ????? ????????, ?????? ????????, ??????????? ?????? ???????? ?????, ?????? ?????????? ? ???????? ? ???????????????.?????? ???? ? ??????????? ???????? ????????? ???????? ??????? ??????????????? ???????? ?????. ?????? ???????????? "????? ?????" ????????????? ? ????? ??????? ???????? - ?????????? ??????? ?????????? ??????????? ? XIX ???? ????????? ????? ???????? ????????? ? ????? ??????????. ??, ??? ?????? ??????, ???? ?????????? ???????, ? ???????? ??????????. ???????? ??????? ???????????????? ????????? ? ???? ?????????????? ??????, ????????? ??????????????? ???????????? ????????????? ??????????? ????? ???????. ????? ??????????? ?????????? ?????????????, ? ??????? ???????????? ????????? ???? ?????????? ??????? ???????,[12] - ??????? ?. ??????.

Заключение

Джамбатиста Вико – итальянский философ и историк, предвосхитивший методы историко-культурных и этнологических исследований. В ходе исследований Вико расширил рамки поставленных задач и в работе Основания новой науки об общей природе наций (Principi di una scienza nuova d'intorno alla comune natura delle nazione .., или просто Scienza nuova ), выдержавшей несколько изданий (в частности, в 1725, 1730 и посмертно в 1744) и множество исправлений, попытался не только описать историю естественного права, но и найти идеальную схему всеобщей истории.

Интерес к исследованию истоков и причин сочетался у Вико с его самой значительной инновацией - попыткой сформулировать законы исторического развития. Он верил в существование законов истории, которые можно распознать и систематично изложить. "Спиральная" теория Вико (в советской философской литературе ее принято было называть "теорией исторического круговорота") была одной из первых попыток создать универсальную модель подъема и упадка цивилизаций. Она не была ни линейной, ни циклической и соединила в себе обе эти концепции. Убежденность Вико в существовании определенных законов, которые управляют историей, подобно тому, как определенные законы управляют любой другой наукой, ознаменовало начало нового взгляда на историю. Он впервые применил позитивистский подход к истории в первой половине XVIII века, однако только в середине следующего столетия этот подход стал наконец неотъемлемой частью исторического анализа. Позитивистский подход - как в истории, так и в физике - зиждется на представлении о том, что всякое знание основывается на понимании естественных явлений и что свойства и взаимосвязи этих явлений, будь то исторические события или молекулярные структуры, могут быть в полной мере осмыслены и проверены. И все же Вико, например, в "Основаниях новой науки об общей природе вещей" признавал такие реальности, как всемирный потоп.

Для Вико историяэто никак не простой набор фактов, материально размеченных во времени. Это впоследствиии история предстанет перед взором отыскивающего историческую существенность, сплошным течением, материей действительности, неподвергаемой осмыслению и рефлексии, не подвергаемой в попытке мифического со-чувствования какой-то адеквации в единстве веры, опыта, представлений. Это потом история станет воплощённой, воплотившейся во всех своих формах, кроме будущего времени, хронологией, осевшей материей бытия, "ключи от счастья которой", "небесная" идеальная отмычка которой - всем давно известна и подразумевается как что-то само по себе очевидное в историческом познании.

Но для Вико история – это и не простая подгонка фактов под существующую хронологию, коль скоро в факте историку видится пульсирование исторической достоверности. Тем более не это. Вико бросает вызов бессмысленной хронологии, на которую в самом же начале "набрасывается" за её невменяемость и беспомощность саму по себе. Его История – именно набор Идей, общезначимых, истинных положений, которые остаются таковыми "всегда". Которые и поздняя европейская историография также пристально пыталась отыскать и сформулировать перед непосредственно материально-хронологическим их воплощением в история, т.е. платонически, будь это историософские изыски русских славянофилов Н.Данилевского и Хомякова; культурно-исторические морфемы Шпенглера; пресловутое осевое время К.Ясперса и другие построения, часто называемые "историософскими".

Идеи, Аксиомы Вико выражаются в истории, и они выражены в ней (что и есть хронология, как сухой остаток этой выраженности), однако не они, а именно связь, "как" воплощаются эти идеи в истории и почему именно так, а не иначе, вот предмет пристального внимания Вико. Собственнонаучный интерес к данности, а не к идеальной наполненности. Его "Наука…" - наука, и Аристотель здесь у "изголовья". Предварительный перечень Идей, "Элементов", у Вико явно рассогласован, избыточен и продуман не сам по себе, а в отношении к удобству материала, предчувствуемого и положенного "перед собой" заранее.

Конечно, Вико строит не то, что мы называем " историей", в нашем, современном её понимании. Им задумывается "наука", причём глобально-историческая наука. С постановки предмета (истории) и метода исследования всякая "наука" и должна начинать. Однако, именно вот такой, "научно-глобальный" план постижения, оказывается способен набрать такую глубину исторического обобщения и такую точность исторического инструментария, что заставляет и фактически имеющийся материал вставать ещё "твёрже" на своё место.


Список источников и литературы

1. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М. – Киев, 1994. С. 116.

2. Вико Дж. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1986.

3. Курятников В.Н. О двух подходах в освещении истории: духовном и светском //http://samara.orthodoxy.ru/Hristian/Kuryatn.html

4. Лифшиц М. Джамбатиста Вико // Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М. – Киев, 1994. С. 3 – 19.


Примечания


[1] Курятников В.Н. О двух подходах в освещении истории: духовном и светском //http://samara.orthodoxy.ru/Hristian/Kuryatn.html

[2] Вико Дж. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1986.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 120
Бесплатно скачать Курсовая работа: Джамбаттиста Вико итальянский философ и историк