Курсовая работа: Экономическое развитие и внешнеэкономическая деятельность Германии

Содержание

Введение. 3

1 Место Германии в мировой торговле. 4

2 Товарная и географическая структура экспорта и импорта Германии...... 13

3 Внешнеторговая политика Германии. 21

Заключение. 29

Список использованных источников и литературы.. 33

Введение

ФРГ – крупнейшая страна Западной Европы. Возвышение ФРГ после Второй мировой войны связано со значительным расширением внутреннего рынка, массовым обновлением и ростом основного капитала. Росту производства способствовали финансовая и материальная помощь по «плану Маршалла», импорт иностранного капитала, небольшие военные расходы.

В первое послевоенное десятилетие экономическая политика проводилась под знаком социального рыночного хозяйства с целью соединить конкуренцию, частную инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным производительностью экономики. Включение в состав ФРГ в 1990 г. ГДР и развал Советского Союза коренным образом изменили экономические и геополитические позиции Германии в Европе. Она стала крупнейшей экономической силой, претендующей на ведущие политические позиции в регионе.

На современном этапе развития международных отношений, во времена распространения НАТО и ЕС на восток, Германия видится для России наиболее перспективным партнёром из стран Запада. Именно поэтому была выбрана Германия в качестве объекта данного исследования. Цель данной курсовой работы – выявить особенности экономического развития и внешнеэкономической деятельности Германии. В соответствии с поставленной целью были определены следующие важнейшие задачи: дать общую характеристику, проанализировать экономику региона, рассмотреть проводимую в Германии политику социального рыночного хозяйства, оценить инвестиционную привлекательность, исследовать особенности внешнеэкономических отношений, товарную и географическую структуру экспорта и импорта, внешнеторговую политику государства, выявить актуальные проблемы. Информационной базой для написания курсовой работы послужили труды отечественных учёных, статьи, статистические материалы по вопросам развития Германии.


1. Место Германии в мировой торговле

Перейдем непосредственно к рассмотрению внешнеэкономической деятельности Германии.

Германия (Deutschland), Федеративная Республика Германия (ФРГ), государство в Центральной Европе, омывается Северным и Балтийским морями. Граничит с девятью государствами – Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Австрией, Швейцарией, Францией, Чехией и Польшей.

Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средние температуры января на равнинах от 0 до -3 °С, в горах до -5 °С, июля соответственно 16-20 °С, 12-14 °С. Осадков 500 — 800 мм в год, в горах 1000 — 2000 мм. Такой климат позволяет стране вести высокоинтенсивное сельское хозяйство с преобладанием отраслей животноводства (свиноводство и молочное животноводство). Растениеводство специализируется на производстве зерна (пшеницы, ячменя и др.), сахарной свеклы, картофеля. Присутствует хмелеводство, виноделие, рыболовство. Таким образом, можно заметить, что данный климат позволяет стране не только обеспечивать внутренние потребности в продукции сельского хозяйства, но и быть одним из крупнейших (после США, Франции и Нидерландов) экспортеров. При этом Германия является одновременно крупнейшим импортером сельскохозяйственной продукции.

Как указано во многих источниках, национальный состав населения характеризуется ярко выраженной однородностью, преобладанием немцев. Имеется лишь несколько крайне малочисленных национальных меньшинств - голландцы, датчане. В стране постоянно проживают 8 млн. иностранцев, что составляет 9,7% всего населения. В основном это иностранные рабочие, занимающиеся почти исключительно малоквалифицированным и низкооплачиваемым трудом. По национальному составу самая большая группа иностранцев - турки, почти треть от общего количества и около 2,4% от численности населения, выходцы из Югославии - 0,9%, итальянцы - 0,7%, греки - 0,4%, поляки - 0,3%, хорваты - 0,2%, боснийцы - 0,25% и граждане Австрии - 0,2% [2, 75]. Подавляющее большинство немцев вполне терпимо относится к таким рабочим, не выражает по отношению к ним неприязни, за исключением групп немцев, настроенных расистски или неонацистски. Вместе с тем в условиях массовой безработицы, которая охватывает сейчас около 4 млн. коренных жителей страны, пребывание миллионов иностранных рабочих объективно создает значительный конфликтный потенциал. Иностранцы стали в Германии серьезным экономическим фактором. Им принадлежит 281 тысяча фирм, что составляет 6,3% всех зарегистрированных в стране предприятий. Лидерство в сфере бизнеса прочно захватили турки, они владеют 22,9% принадлежащих иностранцам предприятий [2, 86].

По мнению многих экспертов, основным источником для пополнения и омоложения населения в Германии является иммиграция. Однако такое положение не всегда встречает понимание у коренного населения страны. Это приводит к многочисленным проблемам в отношениях коренного населения и иностранцев.

По мнению автора данной работы, ЭГП Германии чрезвычайно выгодное для развития внешней торговли. Страна расположена в центре наиболее экономически-развитого района Европы, где сходятся крупнейшие торговые и транспортные артерии мирового значения. Через Германию проходят все важнейшие торговые пути, соединяющие западную и восточную Европу. Страна имеет выход к Северному и Балтийскому морям, что также способствует укреплению торгово-экономических связей страны.

Германия — высокоразвитая индустриальная страна. Германия не слишком богата запасами полезных ископаемых. Можно отметить только каменный и бурый уголь, калийные соли. Очевидно, что такие полезные ископаемые не представляют какую-либо значительную хозяйственную ценность. Тем не менее, по мнению Зарицкого Б., которое он высказал в своей статье «Секреты Германского чуда», «скудость естественных ресурсов породила знаменитую немецкую бережливость и определила специализацию страны на промышленном производстве и развитии наукоемких отраслей экономики». Автор данной работы поддерживает такую точку зрения.

По результатам исследований многих специалистов стало известно, что Германия - главный производитель продукции машиностроения и ведущий экспортер машин и оборудования среди стран ЕС. Во многих секторах машиностроения ФРГ является несомненным технологическим лидером, специализируясь на высококачественных товарах. У немецких товаров хорошая репутация по всему миру, что стимулирует экспорт в Великобританию и США, поддерживает внутренний спрос.

Свое мнение по данному вопросу высказал Шмелев Н.П. («Европа: вчера, сегодня, завтра»): «Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Стабильная внешняя обстановка позволила Германии достичь лидирующих позиций на мировых рынках. Так, например, экспортный коэффициент полиграфических и бумагопроизводящих машин и механизмов составил в 2000 году 0,85, а его доля в мировом экспорте - 40%. За Германией на значительном расстоянии следуют: США (28%), Япония (10,1%), Швейцария (9,9%), Великобритания (8%)» [1, 118].

По результатам проведенного исследования выяснилось, что Германия по праву является лидером (наряду с США и Японией) в мировом автомобилестроении. Качественные немецкие легковые автомобили пользуются популярностью во всем мире. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг (Ауди, Даймлер-Бенц), Нижней Саксонии (Фольксваген), Гессене (Опель), Северной Рейн-Вестфалии (Форд, Опель), Баварии (БМВ) и Саарленде (Форд). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но Фольксваген, Опель и Даймлер-Бенц быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок. Производит Германия также пожарные, поливальные, уборочные машины (фирма IVEKO) и грузовые автомобили.

Как отмечено на сайте www.europa.eu.int., с конца 19 в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как "Siemens", "AEG", "Telefunken", и "Osram". После Второй Мировой войны и разделения Германии, наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и других центрах Южной Германии.

С конца 19 в. так же начался подъем и химической промышленности. Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков - в Людвигсхафене, близ Франкфурта и в рурском промышленном районе (концерны Bayer и BASF).

Авторы многих учебников по мировой экономике по праву называют ФРГ одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню мирового развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семёрку». ВВП Германии составляет более 2 млрд. долл. (2005 г.) – более 6% МВП [5, 105]. ВВП на душу населения страны составляет около 24 тыс. долл. в год, что выше среднего показателя по западноевропейским странам. Германия занимает первое место в Европе по объему производства. ФРГ - наиболее мощная промышленная держава Западной Европы. Она тесно связана с мировым хозяйством. Страна мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте составила в 2005 году 8,7% (таблица 1).

Таблица 1 – Мировой товарооборот, 2005 г.

Место в мире Страна Экспорт товаров, млрд. долл. Доля в мировом товарообороте, %
Весь мир 6364,0
1 США 781,1 12,3
2 Германия 551,5 8,7
3 Япония 479,2 7,5
4 Франция 298,1 4,7
5 Великобритания 284,1 4,5
6 Канада 276,6 4,3
7 Китай 249,3 3,9
8 Италия 237,8 3,7
9 Нидерланды 212,5 3,3

В таблице 1, составленной автором по данным сайта www.wto.org, указаны 9 крупнейших экспортеров мира, в числе которых находится Германия. Причем Федеративная Республика с экспортом в 551,5 млрд. долл. занимает в этой десятке второе место. На первом месте находится США с экспортом в 781,1 млрд. долл. Автором данной работы была подсчитана доля стран этой десятки в мировом товарообороте. Мы получили для США самую большую долю в мировом товарообороте: 781,1/6364,0 * 100% = 12,3%; для Германии данный показатель составляет 8,7%, что является вторым по величине после США. Это свидетельствует о том, что экспорт Германии является значительным в мировом масштабе.

Говоря о внешнеэкономической деятельности Германии, нельзя не отметить, что страна была одним из инициаторов создания в 1957 году Европейского экономического сообщества (ныне – Европейский Союз) и в настоящее время выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте. Сейчас ЕС – это самая развитая интеграционная группировка в мире, которой удалось пройти все четыре этапа международной интеграции.

В экономической стратегии правительства ФРГ развитию внешнеэкономических связей отведена ключевая роль с учетом высокой зависимости состояния экономики от результатов ее участия в мирохозяйственных связях, поскольку без внешней торговли страна не смогла бы самостоятельно обеспечивать внутреннюю потребность в товарах в полной мере. Так, например, Германия испытывает недостаток во многих видах ресурсов, поэтому она - крупный импортер непродовольственного сырья, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности (включая мебель), цветных и редких металлов, их сплавов, а также одежды, обуви, туристического снаряжения.

Внешняя торговля – одна из наиболее динамичных отраслей экономики ФРГ, стимулятор ее экономического роста. В послевоенный период происходил постоянный рост доли экспорта в ВВП (1950г. – 9,3%; 1980г. – 26,7%; 1991г. – 32,8%). [4, 167] В середине 90-х гг. доля экспорта в ВВП снизилась до 20,8% вследствие объедения Германии и реформирования экономики новых федеральных земель, потери рынков сбыта продукции Восточной Германии. В 2005 г. доля экспорта и, включая услуги, в объеме ВВП ФРГ составила в текущих ценах 44,2% (см. табл. 2).

Таблица 2 – Динамика экспорта товаров Германии в 2002–2006 гг.

2002 2003 2004 2005 2006 Темпы роста по годам, %
2003 2004 2005 2006 2006 к 2001
ВВП, млн. евро 2 177 260 2 199 571 2 243 576 2 302 727 2 423 017 + 0,1 - 0,2 + 0,8 + 5,3 + 11,3
Экспорт, млн. евро 651 320 664 455 731 544 786 266 896 048 + 2,0 + 10,1 + 7,5 + 14,0 + 37,6
Экспортная квота, % 29,9 30,2 32,6 34,1 37,1 - - - - -

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 156
Бесплатно скачать Курсовая работа: Экономическое развитие и внешнеэкономическая деятельность Германии