Курсовая работа: Экспертиза в таможенном деле Республики Беларусь
1. ЭКСПЕРТИЗА И ТОВАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Экспертиза — это исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения [3,стр.26].
Проведение экспертизы поручается экспертам (от латинского слова expertus - опытный). Экспертами могут быть опытные специалисты, ученые, которые владеют специальными профессиональными знаниями, необходимыми для решения вопросов и задач экспертизы. Эксперты должны хорошо знать области исследуемых явлений, иметь опыт работы в этих областях.
В зависимости от целей и задач экспертиза делится на: экологическую, экономическую, товарную, технологическую, судебно-правовую, сертификационную. [11]
Экологическая экспертиза осуществляется с целью оценки показателей, характеризующих свойства объекта оказывать влияние на человека (безопасность) и окружающую среду (экологичность) в процессе потребления. В связи с этим можно выделить санитарные, гигиенические, ветеринарные, фитосанитарные, карантинные показатели.
Экономическая экспертиза проводится в области экономики с целью установить фактическое состояние дел и обстоятельств для решения вопросов, возникающих в процессе правоотношений.
Технологическая экспертиза проводится с целью исследования технологии обработки сырья, полуфабрикатов, готовых изделий. Проводится оценка соответствия технологическим режимам, правильность выбора необходимого оборудования, моделей, инструментов и т. д.
Судебно-правовая экспертиза проводится в порядке согласно процессуальному законодательству с целью установления фактических данных по материалам уголовного или гражданского дела.
Экспертиза в области сертификации осуществляется по целому ряду направлений деятельности: сертификация продукции, услуг, производств, систем качества, аккредитация испытательных лабораторий.
Товарная экспертиза – самостоятельное исследование объекта экспертизы (товара), проводимая компетентным специалистом (экспертом) на основе объективных фактов с целью получения достоверного решения поставленной задачи.
Для проведения экспертизы товаров создаются экспертные комиссии, которые, как правило, состоят из двух групп: экспертной и рабочей. Профессиональный состав и численность специалистов, входящих в эти группы, их структур и принципы организации зависят от целей и этапов экспертизы, особенностей оцениваемого товара (изделия), условий проведения экспертизы и устанавливаются нормативными документами.
Товарная экспертиза, как специфический вид деятельности, связанный с проведением анализа и оценки качества товара, требует применения экспертных методов на основе исследований и учета результатов испытаний. Основные компоненты экспертизы: субъект, объект, критерии, методы, процедуры и результат.
Объектом экспертизы являются потребительские свойства товаров, проявившиеся при их взаимодействии с субъектом — человеком-потребителем в процессах потребления.
Критерии, используемые при анализе и оценке потребительских свойств товаров, подразделяются на общие и конкретные. Общие критерии — это сложившиеся в обществе ценностные нормы и представления, руководствуясь которыми эксперты судят о потребительской ценности товара. Конкретные критерии — это реальные требования к качеству товаров данного вида, зафиксированные в отечественных или зарубежных нормативно-технических документах, а также совокупность базовых значений показателей, характеризующих качество планируемой или проектируемой продукции, реально существующих изделий, выпускаемых в стране или за рубежом и т.д.
В зависимости от целей экспертизы или анализируемых показателей эксперты могут принимать один или несколько различных критериев.
При проведении экспертизы отдельных групп потребительских свойств товара в ряде случаев эксперты формулируют также ценностные шкалы в виде базовых рядов образцов. Этот специфический вид критериев, используемый, в частности при экспертизе эстетических свойств товаров, представляет собой ряд изделий аналогов, упорядоченных по уровню их качества и разделенных на группы.
Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров могут быть сгруппированы с учетом различных оснований. Для классификации методов выбрано два основания[1, стр. 26].
Первым основанием классификации служат различия, определяемые спецификой объекта экспертизы на стадиях разработки (техническое задание, проект, опытный образец) и эксплуатации (средство труда, предмет потребления).
Вторым основанием классификации методов служат различия, определяемые подходом специалистов к решению стоящих задач и набором средств, используемых для их решения. Это основание обусловливает деление общих методов на комплексные и оперативные с последующим выделением экспертных, социологических и расчетно-инструментальных методов.
Для каждой группы общих методов (комплексных и оперативных) и каждого вида экспертных методов выявляется набор частных методов. При оперативном проведении экспертизы социологические исследования заменяются экспертными оценками или вообще не проводятся, а использование расчетно-инструментальных методов ограничено этапом анализа опытного образца и изделий массового производства в процессе их эксплуатации. При проведении комплексной экспертизы, наряду с использованием экспертных и расчетно-инструментальных методов, проводятся исследования процесса потребления, опросы потребителей, изучаются условия потребления и т.д.
Таким образом, представленная классификация методов экспертизы потребительских свойств включает в себя раскрытие общих методов через сложившиеся на практике виды экспертных работ.
Несмотря на обилие существующих методов проведения экспертизы свойств товаров, ведущим является экспертный метод, применяемый как для решения от дельных вопросов экспертизы, так и для проведения ее в целом, особенно для получения итоговых результатов. При этом используются две основные разновидности метода, различающиеся по составу экспертов и выполняемым процедурам:
• метод ведущего эксперта группы
• метод комиссии.
Проведение экспертизы потребительских свойств товаров требует выполнения ряда этапов и операций, порядок и содержание которых определяется целями экспертизы, видом исследуемого товара, сложностью функционального процесса, в котором участвует данный товар. В общем случае экспертиза потребительских свойств состоит из двух этапов:
• анализа с целью обеспечения экспертов всей необходимой информацией о качестве товара для вынесения ими оценочных суждений;
• оценки, которая основывается на результатах анализа и содержит характеристику потребительского уровня качества товара и ее обоснование.
В зависимости от объекта анализа, сроков, объема, оценки товарная экспертиза делится на комплексную и оперативную.
Комплексная экспертиза потребительских свойств проводится для всестороннего изучения и оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых серийно для массового потребления. Поэтому проведение такой экспертизы ориентирует экспертов на системный, комплексный подход к анализу объекта оценки. Оцениваемый объект рассматривается в сложных и многочисленных взаимосвязях с человеком-потребителем и его предметным окружением. В процессе экспертизы формируются критерии оценки, отбираются базовые образцы и показатели качества. Поэтому комплексные экспертизы позволяют получить не только научный, познавательный, но и определенный методический и нормативный материал, необходимый для проведения других видов экспертиз.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--