Курсовая работа: Элитарное образование: исторический опыт и современность

Содержание

Введение

1. Определение понятия «элитарности». Сущность и виды элитарного образования

2. Элитарное образование в России

2.1 Элитарное образование в России к. XI - XVII вв

2.2 Элитарное образование в России XVIII в

2.3 Элитарное образование в России XIX в

2.4 Элитарное образование в России XX в

2.5 Элитарное образование в России. Современный этап

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Российское общество начала XXI столетия испытывает острую потребность в выдвижении лидеров, определяющих основные направления развития социально-политической жизни, экономики, науки и культуры России. Это предполагает формирование элитного социального слоя, обладающего чувством гражданской ответственности, высоким уровнем духовной и интеллектуальной культуры, потребностью в профессиональной актуализации, получившего современное образование, соответствующее лучшим мировым стандартам.

Объективная потребность появления новых элитных слоев обосновывается отечественной философией, социологией, культурологией, базирующимися в своих социальных прогнозах на опыте развития ведущих стран мира и его отражении в трудах ведущих представителей западной научной мысли, а также обобщении процессов развития современного российского общества.

Становление и развитие современных элит оценивается научной мыслью как сложный, противоречивый, в некотором смысле, болезненный, но в целом позитивный процесс, являющийся одним из необходимых условий дальнейшего развития страны.

Анализ развития российского элитного общего образования показывает, что учебные заведения элитного типа достигли наивысшего развития и обогащения своего духовно-интеллектуального потенциала на протяжении XVIII – XIX веков и продолжали свое развитие в качественно-изменившихся условиях развития отечественного социума XX века.


1. Определение понятия «элитарности». Сущность и виды элитарного образования

Установлено, что радикальные изменения в жизни современного социума, характерные для последнего десятилетия ХХ века, повлекли за собой укрепление влияния и научного авторитета концептуальных положений «теории элит» в постсоветской философии, политологии и социологии. Ученые отошли от идеологизированной критики «теории элит» и предпринимают объективные исследования в области современной элитологии.

В настоящее время существует три качественно различных подхода к определению данных понятий.

Согласно одному из вариантов интерпретации «элитное образование», рассматривается как образование закрытого (олигархического) типа и, напротив, элитарное образование трактуется как образование открытого (меритократического) характера. Сторонники данного подхода исходят из того, что в социальной науке понятие «элитарное» рассматривается как явление, которое еще находится в процессе становления, а «элитное» - это то, что уже нераздельно связано с элитой и несет в себе печать завершенности.

В качестве второго варианта предлагается такой тип учебного заведения обозначать как «элитный», а уровень получаемого образования как «элитарный». В свою очередь каждое элитное заведение делится на «открытое» или «закрытое». Данная дифференциация имеет свою опору в отечественной элитологии, где наиболее типичным определением термина «элитарный» является «относящийся к элите, свойственный ей, предназначенный для нее». Таким образом, в случае реализации данного подхода практически устраняется из употребления понятие «элитное образование» и полностью замещается понятием «элитарное образование».

Согласно третьей точке зрения «элитарное образование» рассматривается как образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства, а «элитное образование» трактуется как образование самого высокого уровня, критерием получения которого выступают способности и таланты детей, высокий уровень их духовного саморазвития и креативного самовыражения.

Элитному образованию, как фактору, обеспечивающему органичное сочетание прошлого, настоящего и будущего, традиционности и инновационности, всегда был свойственен «благородный консерватизм», выражавшийся в стремлении избегать отражения в содержании образования всего того, что не прошло строгой проверки временем. Тяготение к классическим образцам в сфере элитного образования содействовало формированию личности с совершенным художественно-эстетическим вкусом, тонким филологизмом, развитой способностью к критическому мышлению и стимулировало склонность к глубокой логической и экспериментальной проверке всего, что связано с новыми явлениями в духовной и научной жизни общества. [5, 92 ст.]

Элитарное образование предполагает привилегированный вариант образования, в основе которого могут лежать особая сословная или стратовая значимость родителей учащихся, их принадлежность к аристократическим или высшим финансово-промышленным кругам общества, а также к слоям общества, пользующимся особым общественным статусом (напр., известные политики, генералитет, видные представители сферы управления, успешные работники средств массовой информации). Это находит выражение и в их стремлении дать своим детям возможность получения закрытого или полузакрытого образования.

В целом элитарное образование отражает тенденцию, объективно присущую социальным элитам «крови и кошелька», к закреплению своего привилегированного положения в социуме средствами образования, абсолютно недоступного или почти недоступного для выходцев из низших социальных слоев.

Средствами для обеспечения недоступности чаще всего выступают: административно-правовые, национальные, религиозные, социальные и культуролого-ментальные препятствия; высокая плата за обучение; отсутствие преемственности в содержании образования между школами для детей из социальных низов и элитных слоев общества. При этом элитарное образование всегда стремилось к обретению элитности, но при этом не достигало данного духовно-интеллектуального уровня в силу деформирующего воздействия государственного тоталитаризма, стандартизирующего воздействия чиновничье-бюрократического аппарата, доминирования педагогов, не обладающих высокой духовно-интеллектуальной культурой и не способных понять миссии элитного образования в воспроизводстве духовно-интеллектуальных элит.

Развитие современного элитного среднего образования осуществляется по двум основным направлениям, которые могут быть обозначены как «элитно-традиционное» и «элитно-инновационное». К числу «элитно-традиционных» относятся «паблик-скулз» в Великобритании и «прайвит-скулз» в США. Признание традиционности школ данного типа может быть объяснено жестким соблюдением принципа социальной элитарности, уходящей в историю общества с ярко выраженными социально-классовыми признаками его структурирования.

В качестве «элитно-инновационных» средних общеобразовательных учебных заведений выступают те элитные учебные заведения, которые стремятся охватить своим образовательным влиянием всех одаренных детей вне зависимости от их социального происхождения и сыграть роль своеобразного «социального трамплина», для их последующего органичного вхождения в современную меритократию.

В ряде высокоразвитых стран реально существующие варианты элитного общего образования в перспективе могут образовать систему, создающую возможность целенаправленно и последовательно осуществлять воспроизводство интеллектуальной элиты социума из числа детей и подростков составляющих «национальное достояние» каждой страны.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 302
Бесплатно скачать Курсовая работа: Элитарное образование: исторический опыт и современность