Курсовая работа: Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Значение чувственного и рационального уровней познания в общественной деятельности
Выполнил: курсант 2_ учебной группы __________________
Проверил:
Челябинск
2006
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Характерные черты эмпиризма философии Нового времени………………………………………………………………….5
2. Рационализм философии Нового времени…………………………..12
3. Отличия и взаимосвязь чувственного и рационального в научном познании……………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….27
Введение
В современном мире, в нашей повседневной жизни, в нашей службе с каждым годом все более значимым становится знание. И это естественно – ведь именно оно определяет наше будущее положение в обществе, карьерный рост и жизненный успех. То есть тема знания, его структуры, процесс его приобретения, методы, при этом используемые актуальны как для нас, так и для любых людей, которые жили до нас или будут жить много позже. Попытки изучения деятельности по «добыванию» знания, или познания, начались еще в античное время. Речь же в нашей курсовой работе пойдет о изучении о изучении процесса познания философами Нового времени, так как он является отправной точкой дискуссии о методе познания и критериях истинности знания. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования с социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей. Иными словами, происходит рост в каждой сфере общественных отношений. Данный временной период интересен для рассмотрения тем, что именно тогда резко набирает дискуссия о научном познании, которое включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику. Да и связаны ли они вообще?
В чем заключается различие? Какое влияние указанные слои познания осуществляют на данный вид человеческой деятельности?
Ответить на данные и по ходу появляющиеся вопросы мы постараемся в ходе выполнения данной курсовой работы. Таковой будет цель нашего исследования.
В соответствии с ней на нас будет возложены задачи:
1. Определить содержание эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.
2. Установить общее и различия между вышеуказанными понятиями.
3. Определить для себя мотивы выбора того либо иного метода исследования при осуществлении профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
Для того чтобы решить задачи, возложенные на нас и достичь цели, целесообразней всего построить структуру курсовой работы следующим образом: первые два вопроса посвятить характерным чертам эмпиризма и рационализма Нового времени, а третий – попытаться выделить общее и особенное для каждого.
1. Характерные черты эмпиризма философии Нового времени ??????????? ????????? 17 ???? ??????? ??????? ???????? ?????????? ?????? ???????. ?????? ?????? ?????????? ???????????????? ??????????? ????????. ???, ????????, ? ?????? ?????????? ?????????? ????????? (1640?1688). ??????? ?????????? ?????? ???????? ???????????, ? ?????? ?????????? ?????? ??????????????? ??????????? ??????? ??????????? ? ????????? ???? ????????????? ????????. ????? ???????? ?? ?????????? ? ??????????? ?????? ?????????????? ???????? ? ????? ????????? ????????????? ?????. ??????????? ????? ????? ??????, ????? ? ????? ???????? ? ????, ??? ???? ????????? ??????? ??? ???????? ?????????? ??????????[1] .? ???? ????? ??????????????, ????????? ?????? ??????? ?? ???????? ??????????? ? ????????????? ??????????, ??? ???????????? ?????????? ????????????? ??????? ? ????????????. ??, ???????? ?? ??? ????????, ???????? ??????????? ??????????? ? ???? ????: ????????, ??? ????? ??????????? ? ?????????? ?????????? ??? ?????????? ?????????????? ?????????. ?? ??????? ? ???, ??? ??????????? ??? ?????????, ????????? ??? ??????????? ????????: ???????? ? ???????????.???????? ???????? ??????? ? ?????? ?????????????????? ??????? ???????????? ???? ????????? ??? ???????? ???? ? ???????, ? ??????????? ? ????? ????? ?????????-???????????? ??????? ???????????? ????, ?? ????????? ? ?????????????, ?????? ????????????? ??????? ? ?????????????? ????. ????? ????? ??????? ? ????? ? ??????????? ??? ????????? ???????, ?????????, ?????????? ????????. ??????? ??????? ?????????? ???? ???????? ??????? ???????????? ??????. ???? ?? ????????? ????????? ?????? ???????, ?.?????, ??????? ??? ? ??????? ?????????? ???????????: ??????? ???? ????, ? ???, ??? ???????? ???????, ??? ????? ???????????????[2] .??? ??????????????????? ??????????? ?????????, ????? ? ??? ???? ?? ???????? ??????????????? ????????? ??????. ??????? ???? ?????? ? ?????? ????????(1620). ???????? ??? ???????????, ??? ????? ??????????? ???????????????? ???? ?????????? ????? ? ?? ?????? ???? ?????????, ?? ??????? ???????? ????????? (???? ?????????? ?????) ??????????. ?????? ??????? ?????????? ?????? ???? ?????? ?????? ??????????. ? ???????? ? ?????????? ????? ?????? ???? ????? ????????????? ?????? ??????? ???????? ?????????? ??????? ? ??????????????????? ???????????? ?????. ?? ??? ? ???????????? ? ????????? ????? ? ?????????? ????? ?? ?????, ?? ??????, ?????????, ????? ?????? ??????? ???????????? ?????? ???? ??????????? ????????????? ? ??? ????????? ???????????????? ??????. ?????? ? ????, ?? ?????????????? ????? ??? ????? ?????, ?????? ???? ??? ???????, ???????????? ?? ????????? ???????? ?????? ???????????? ? ??????? ???????. ???? ?? ????? ????????? ????????? ??????? ? ??????????? ??? ???, ??????? ???? ???????????? ???????, ?. ?. ??????????? ????????? ?? ???????.Поэтому Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные» и 2) «светоносные». Плодоносными он называет опыты, цель которых — принесение непосредственной пользы человеку, светоносными — те, цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойств вещей. Недостоверность известного доселе знания обусловлена, по Бэкону, ненадежностью умозрительной формы умозаключения и доказательства[3] .
Как уже говорилось, творчество Бэкона характеризуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для него прежде всего чувства. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма — направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Принятие этих гносеологических посылок характерно и для большинства других представителей английской философии Нового времени. Основной принцип этой философской ориентации в области теории познания выражен в тезисе: «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства»[4] .
Понятия добываются обычно путем слишком поспешного и недостаточно обоснованного обобщения. Поэтому первым условием реформы науки, прогресса знания является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция, то логическим основанием реформы науки должна быть новая теория индукции.
?? ?????? ????????, ???????? ?? ????????, ???????? ????????? ??????? ??????? ?? ?? ?????? ??? ?????, ??????? ???????????? ???????????? ??? ?????????? ?????????. ????? ?????????? ???????? ??? ???????, ??????? ??????????? ?????????, ???????????? ???. ??? ??? ?????????? ?????????? ?????????. ??? ????-???????????? ????? ?????? ???????? ?????????? ??? ?? ??????? ???? ???????? ???????????? ????????? ?????????. ?? ??????, ????????????? ? ????????????? ??????????? ???? ??????? ??????? ??????, ???????? ? ?????????????.Бэкон выставляет новую логику: «Моя логика, однако, существенно отличается от традиционной логики тремя вещами: самой своей целью, способом доказательства и тем, где она начинает свое исследование. Целью моей науки не является изобретение аргументов, но различные искусства; не вещи, что согласны с принципами, но сами принципы; не некоторые правдоподобные отношения и упорядочения, но прямое изображение и описание тел» ". Как видно, свою логику он подчиняет той же цели, что и философию. Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. В этом он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще. Характеризует он ее так: «Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается»[5] .
Бэкон, однако, останавливается на данном состоянии разработки и существующем способе использования индуктивного подхода. Он отвергает ту индукцию, которая, как он говорит, осуществляется простым перечислением. Такая индукция «ведет к неопределенному заключению, она подвержена опасностям, которые ей угрожают со стороны противоположных случаев, если она обращает внимание лишь на то, что ей привычно, и не приходит ни к какому выводу». Поэтому он подчеркивает необходимость переработки или, точнее говоря, разработки индуктивного метода.
Условием реформы науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблуждений, или препятствий, на пути познания — четыре вида «идолов» (ложных образов) или призраков. Это — «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра».
«Идолы рода» — препятствия, обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возникает телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств под влиянием различных желаний, влечений. «Идолы пещеры» — ошибки, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различия между предметами, другие — их сходства; одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому. «Идолы площади» — препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов. Во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета; а на основании совершенно случайного впечатления от этого предмета. «Идолы театра» — препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями. «Идолы театра» не врождены нашему уму, они возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям[6] .
Этим Бэкон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени. И хотя его эмпиризм был исторически и гносеологически ограничен, а с точки зрения последующего развития познания его можно по многим направлениям критиковать, он в свое время сыграл весьма положительную роль[7] .
Продолжая тему развития эмпиризма, нельзя не упомянуть представителя английской философской линии данного направления – Джона Локка. Главное внимание он уделяет проблематике познания. Уже в первой части его «Опыта о человеческом разуме» встречается идея, суть которой состоит в том, что предпосылкой исследования всех разнообразнейших проблем является изучение способностей нашего собственного познания, т. е. выяснение того, что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно получает знания о внешнем мире.
Для философских и гносеологических воззрений Локка характерным является подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии. Гегель (который, естественно, такой способ философствования оценивал не слишком высоко) подчеркивал, что «Локк указал на то, что общее, и мышление вообще, покоится на чувственно воспринимаемом сущем, и указал, что общее и истину мы получаем из опыта». В признании приоритета чувственного познания Локк близок эмпиризму Бэкона.
Локк не исключает в целом роль разума (как иногда упрощенно представляется), но признает за ним в «достижении истины» еще меньше простора, чем Т. Гоббс. В сущности роль разума он ограничивает лишь, говоря нынешними терминами, простыми эмпирическими суждениями[8] .
Философию Локка можно характеризовать как учение, которое прямо направлено против рационализма Декарта (и не только против Декарта, но и во многом против систем Спинозы и Лейбница). Локк отрицает существование «врожденных идей», которые играли такую важную роль в теории познания Декарта, и концепцию «врожденных принципов» Лейбница, которые представляли собственно некую естественную потенцию понимания идей.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--