Курсовая работа: Эстетические взгляды Аристотеля
Введение
Глава 1. Эстетические взгляды и сочинения Аристотеля
Глава 2. Категория подражания (мимезис) у Аристотеля
Глава 3. Понятие прекрасного
Глава 4. Проблема трагического у Аристотеля
Выводы
Список литературы
Введение
Данная работа посвящена такой проблеме как эстетические взгляды Аристотеля, поэтому она является актуальной темой.
Значительна работа, проделанная советскими учеными в области изучения эстетических идей Аристотеля. В трудах В. Ф. Асмуса, Д. В. Джохадзе, Ш. М. Германа, Ф. X. Кессиди, А. Ф. Лосева, М. Ф.Овсянникова, Л. Н. Столовича, В. П. Шестакова дан многосторонний анализ эстетики философа. И тем не менее в работах вышеперечисленных ученых, содержащих весьма глубокое освещение эстетической концепции Аристотеля, только наметились отдельные выходы в область анализа эстетических категорий.
Так в книге « Античная эстетика » В. Татаркевича я ознакомилась с эстетическими сочинениями Аристотеля, а также с категорией прекрасного. В трудах В. П. Шестакова я изучила важнейший аспект эстетики Аристотеля – учение о подражании (мимесис). В работе «Эстетические категории Аристотеля» Воронина я рассмотрела последнюю категорию первого рода – трагическое. Характеристика вышеперечисленных категорий даёт нам понимание наиболее общих эстетических взглядов Аристотеля. В свою очередь, эстетически категории Аристотеля стали также первой важнейшей вехой в истории эстетических учений, первой стройной системой эстетических понятий, выряжающих эстетическое в природе, жизни и искусстве. В них отразился опыт художественного творчества эллинов, опыт их практической деятельности и развития эстетических чувств.
Данная работа состоит из введения, четырёх глав и заключения.
Объем данной работы – 17стр.
Глава 1. Эстетические взгляды и сочинения Аристотеля
Существенный вклад в развитие античной эстетики внес великий греческий философ и ученый Аристотель (384—322 до н. э.). Античные библиографические источники перечисляю ряд исследований великого Аристотеля: «О поэтах», «Гомеровский вопрос», «О прекрасном», «О музыке», «Вопросы поэтики». Однако все эти работы утрачены, из них сохранилась – «Поэтика», которая занимает в истории эстетики особое место, являясь наиболее древним из сохранившихся и наиболее крупным эстетическим трактатом. Помимо этого специального трактата замечания по вопросам эстетики есть в сочинениях Аристотеля по другим вопросам. Больше всего их в «Риторике», где рассматриваются вопросы стиля, а также в книге «Политики», где Аристотель излагает свои взгляды на музыку, а также о проблемах эстетики. Замечания о прекрасном, преимущественно в виде единичных предложений, есть в «Физике» и «Метафизике»; однако они весьма содержательны. Об эстетических переживания говорится в «Этиках», в частности в «Эвдемейской».
Свои эстетические взгляды Аристотель выражал в эстетических категория. Дается характеристика лишь тех категорий, которые имеют значение для понимания наиболее общих эстетических принципов Стагирита. Эти категории названы категориями первого рода: мимезис, прекрасное и трагическое. Относящаяся сюда же категория «комическое» здесь не анализируется, ибо, исследованная Аристотелем довольно широко, она оказалась в той части «Поэтики», которая, как полагают комментаторы, пропала.
Все же прочие эстетические категории Аристотеля, называемые категориями второго рода, — калокагатия, катарсис, симметрия, пропорция, мера, гармония — получают характеристику в связи с анализом категорий первого рода. Разумеется, диалектика требует признать относительность границ принятого деления, относительную устойчивость его основания.
Принципы построения, принципы классификации категорий эстетики Стагирита - также одна из важнейших проблем истории эстетических учений. Система различных категорий Аристотелем рассмотрена не только в «Категориях», но и в «Метафизике», в «Поэтике», «Риторике» и «Аналитиках». Все категории Аристотеля соединены с бытием, потеряв связь с которым они превращаются в пустые понятия. Но именно специфика этогобытия сообщает специфику категориям, полнота и ценность которых находятся в зависимости от тех сторон бытия, которые они выражают. Отсюда также разграничение категорий на философские, научные, логические, этические и эстетические.
Таким образом, Аристотель сделал значительный вклад в развитие эстетики, он создал наиболее крупный эстетический трактат - «Поэтика». Его эстетические взгляды сформировали три основных категории – мимезис, прекрасное и трагическое. В свою очередь, эстетически категории Аристотеля стали первой важнейшей вехой в истории эстетических учений, первой стройной системой эстетических понятий, выряжающих эстетическое в природе, жизни и искусстве. В них отразился опыт художественного творчества эллинов, опыт их практической деятельности и развития эстетических чувств.
Глава 2. Категория подражания (мимезис) у Аристотеля
Важнейший аспект эстетики Аристотеля — учение о подражании. Так же как и Платон, Аристотель видел в искусстве подражание (мимесис). Но аристотелевская теория подражания коренным образом отличается от теории Платона. Если Платон учил о подражании «вечным идеям», то Аристотель выступает с критикой платоновского учения об идеях и говорит о подражании бытию вещей. Аристотель преодолевает здесь платоновскую противоположность мира идей и мира вещей. Он строит свою теорию подражания не на учении об идеях, как это делал Платон, а на учении о бытии, на диалектике формы и материи.
Именно поэтому эстетика Аристотеля носит онтологический характер. Она тесно связана с его учением о бытии и по сути дела является органическим продолжением этого учения. Поэтому учение Аристотеля о подражании невозможно понять без анализа его учения о сущем, о форме и материи
Согласно Аристотелю, каждая вещь есть реальное единство «формы» и «материи». Материя - это то, из чего состоит данная вещь, форма — это вид, который придается данной материи. Так, например, медный шар есть единство материи - меди, из которой он отлит, и формы — шаровидности которая придается меди мастером. Понятия формы и материи у Аристотеля относительны, они «перетекают», переходят друг в друга. Так. медь является материей по отношению к медному шару. Но та же медь будет формой по отношению к тем элементам, из которых состоит вещество меди.
Таким образом, у Аристотеля вся действительность выступает как определенная последовательность переходов от материи к форме и от формы к материи.
Учение о форме и материи Аристотель применил и к искусству. Художественное творчество у него — переход материи в форму и формы в материю. Так, например, мраморная статуя есть единство вещества (мрамора) и фигуры, которую художник придает мрамору своим резцом.
Учение о форме и материи уточняет характер аристотелевской теории подражания. Согласно Аристотелю, все, что создается искусством, возникает из соотнесения материи с формой, которая содержится в душе человека. «Через искусство возникает го. форма чего находится в душе» («Метафизика» 1032). Однако, создавая вещь, человек не создает самой формы. Форма но творима, она лишь реализуется в материале. «Делать медь круглой не значит делан круглое... а значит делать нечто иное, именно осуществлять эту форму в чем-то другом» (там же). Поэтому Аристотель понимает творческую деятельность человека, в том числе и художественное творчество, не как изобретение, а лишь как реализацию того, что уже наличествует в душе человека. Идея творения, создания новой формы чужда Аристотелю. Художник не творит новых форм и вообще не создает ничего нового, чего не было бы в природе.
Он только умело сочетает уже готовую форму, хранящуюся у него в душе, с подходящей материей.
Концепция Аристотеля отражает свойственный античности взгляд на сущность творчества. Учение об искусстве как мимесисе было лишь конкретизацией этой концепции в применении к художественной деятельности.
Термин «подражание» применительно к Аристотелю верен только в том смысле, что художник, поэт и т. п. творят, опираясь на образец, который существует объективно. Но сам процесс воспроизведения, согласно воззрениям Стагирита, чрезвычайно сложен, сложность его нельзя выразить одним словом, тем более таким, как «подражание».
Мимезис, считал Аристотель, лежит в основе генезиса искусств. Люди от рождения способны к воспроизведению действительности, чем и отличаются от прочих живых существ. Посредством мимезиса ониприобретают первые знания. Самые «естественные» проявления способностей человека, такие, как внешний образ, осанка, походка, речь и т. п., получают развитие благодаря мимезису. Все искусства своим возникновением и развитием обязаны мимезису. «Слова, — читаем мы в «Риторике», — представляют собой подражание, а изо всех наших органов голос наиболее способен к подражанию; таким же образом и возникли искусства: рапсодия, драматическое искусство и другие». Причиной, породившей поэзию, Аристотель также считал мимезис, «Так как подражание свойственно нам по природе, так же как и гармония и ритм..., то еще в глубокой древности были люди, одаренные от природы способностью к этому, которые, мало-помалу развивая ее, породили из импровизации (действительную) поэзию» .
Мимезис, по Аристотелю, доставляет людям не только знания, но и удовольствие, которое они получают от приобретения знаний путем воспроизведения, переживая эмоции радости или печали. Кроме этого, мимезис стимулирует развитие самой «силы познания» человека. «Испытывая печаль или радость от подобий, мы привыкаем чувствовать то же и в действительности».
Для того чтобы удовлетворить художественные потребности людей, чтобы порождать удовольствие, искусство, согласно Аристотелю, не обязательно должно изображать только положительное, эмоционально приятное явление. Важно, чтобы изображаемое соответствующим образом воздействовало на зрителя. Искусство обладает способностью, воспроизводя отвратительное в жизни, доставлять эстетическое наслаждение, смешанное с отвращением и ужасом, которые вызываются характером самих воспроизводимых явлений. Художественное произведение такого рода доставляет наслаждение совершенством мастерства исполнителя, полнотой, выразительностью изображения, познавательной ценностью изображаемого предмета.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--